Задать вопрос юристу
 <<
>>

Закон трех стадий

Позитивизм — это размышление о человеческом духе, о котором можно судить по его творениям, и попытка понять его в процессе становления. Конт полагает, как и Кант, что метафизика невозможна, и считает, подобно Гегелю, что познание является диалектическим процессом, который завершится возникновением науки о человечестве как об обществе, которое можно будет рационально организовать.

В основе его системы лежит анализ познания.

Дух можно познать только через то, что он производит, через деятельность духа: а все дела, факты и явления деятельности духа наилучшим образом отражают науки, поскольку дух пребывает не в содержании науки, а в форме, в методе каждой науки. Таким образом, позитивизм является философией истории духа, рассматриваемой на примере истории наук.

Закон о трех стадиях интеллектуальной эволюции кратко отражает три стадии познания феноменов, через которые прошел человек в процессе познания. На теологической стадии все явления природы рассматриваются как продукты божественной воли существ, чья воля аналогична нашей и которые являются объективной причиной всего: есть бог грома и молнии, бог грозы и т. п., а монотеисты признают единого Бога, Первопричину мира. Однако уже на этой стадии существуют недочеты, пробелы в объяснении причинности: Конт замечает, например, что ни одно человеческое общество не почитало бога силы тяготения. Кроме того, чем больше человек наблюдал явления природы, тем больше он склонялся к тому, чтобы считать природу выражением неопределенной воли Единого Организатора. Когда причинность связывалась уже не с одним или несколькими богами, а с абстрактными первопричинами, с сущностями, наступила метафизическая стадия истории наук. Когда флорентийские водопроводчики видели, что вода не поднимается в некоторых частях фонтана, они объясняли это явление тем, что природа не терпит пустоты; схоласты связывали свойства вещей с их словесными определениями (например, снотворное действие опия объяснялось его «снотворными свойствами»). Наконец, на позитивной, или относительной, называемой также научной, стадии человек отказывается от

Роже Каратини

объективного знания; вопрос «почему?» уступает место вопросу «как?», «каким образом?»: научный закон, отражающий устойчивые отношения между явлениями в природе и обществе, заменяет теологические или метафизические причины.

Открыв закон трех стадий, Конт полагает, что открыл основной закон, объясняющий эволюцию человеческого духа; применимый как к каждой отдельной науке, так и к формам мышления как такового, этот закон позволяет понять очередность возникновения наук в истории человечества. И действительно, не все науки одновременно достигли позитивной стадии: некоторые достигли ее сразу, как математика (математические науки не переживали теологической стадии, недолгий период увлечения магией чисел они находились на метафизической стадии), другие достигли ее в период расцвета древнегреческой науки (астрономия), третьи — в Новое время, благодаря революции, произведенной Галилеем и Декартом (физика и химия, затем биология). Закон трех стадий интеллектуального развития человечества Конт положил в основание своей классификации наук: фундаментальные науки — это науки, соответствующие крупным подразделениям явлений природы (науки астрономические, физические, химические, биологические^ гуманитарные), он добавляет сюда математические науки, без которых не обходится ни одна из вышеперечисленных наук! Польза от этой классификации — сегодня устаревшей — двойная: во-первых, она доказывает закон трех стадий: наука может достичь позитивной стадии, только если она находится в родст4 ве с теми науками, которые, с точки зрения методологии, ей предшествовали (например, химия смогла стать позитивной после открытий Пристли и Лавуазье, только в конце XVIII в., после того как физика достигла позитивной стадии в конце!: ХУЛ в.; во-вторых, эта классификация доказывает, что необхо| димо создание еще одной позитивной науки, а именно — науки об обществе как целостной системе и об отдельных обществен! ных группах, то есть социологии (психология, по мнению Огю'1 ста Конта, не является позитивной наукой, если только не свей сти ее к психофизиологии и не считать ее отраслью биологий| психология как таковая с ее предположением о существовани*! «психического», то есть души, по его мнению, находится на ыЩ тафизической стадии). »

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Закон трех стадий:

  1. § 1. Понятие стадий умышленного преступления
  2. § 1. Понятие стадий совершения преступления
  3. § 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступлений
  4. Черев призму трех функций
  5. О трех функциях подробно
  6. Гармония трех начал
  7. Новые навыки для трех функций
  8. Основные феномены кризиса трех лет
  9. 13.3. О трех генеральных тенденциях глобализации в национальной жизни
  10. ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВЫХ ТРЕХ СТОЛЕТИЙ
  11. Первая партида Титул первый Закон I О ТОМ, КАКОВЫ ЭТИ ЗАКОНЫ
  12. В ТРЕХ СОСНАХ... О ВОЗМОЖНОСТИ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ЧУЖИМИ ПРАВАМИ
  13. Глава вторая О порядке издания Свода законов и местных узаконений и Полного собрания законов Российской империи
  14. 8. О ТРЕХ СЫНОВЬЯХ АТАЛАНТА: ИТАЛЕ, ДАРДАНЕ И СИКАНЕ
  15. Монашеский лик и идея «единства трех вер»
  16. Три вида деятельности ИТ требуют трех типов бюджета
  17. Глава 6 Предпосылки становления личности и кризис трех лет
  18. Международное положение накануне войны и флоты трех ведущих держав
  19. Глава XI О необходимости издания законов, понимаемых в собственном смысле слова; и о том, что не на пользу государю, каким бы он ни был усердным и справедливым, править без законов