Задать вопрос юристу

XII век

XII век — канун поразительного подъема XIII века. До середины XII в. центром богословия и философии является Шартр-ская школа (точнее — школы), слава которой восходит к Фуль-беру (960—1028), основавшему ее около 992 г.

Наиболее ярким мыслителем этой школы является Бернард Шартрский (умер до ИЗО г.), философия которого известна только по упоминаниям в «Металогике» Иоанна Солсберийского (1115—1180), еще одного представителя этой школы. Преподавание в Шар-тре велось в атмосфере, предвосхищавшей свободомыслие грядущей эпохи Возрождения. Здесь готовилось великое соединение философии и религии, которое осуществит святой Фома Аквинский в следующем столетии. В Шартрской школе комментировали Аристотеля, это был центр метафизического, космологического и естественно-научного «платонизма» (ср., например, теорию движения у Тьерри (Теодорика) Шартрского: движение предмета, брошенного с силой, объясняется тем, что тот, кто его бросает, опирается на что-либо. В Шартрской школе утверждали, что «квадривия» (точные науки: арифметика, геометрия, астрономия и музыка) необходима теологии для понимания «Книги Бытия». Этот интерес к объяснению природных явлений, помимо Шартрской школы, мы видим и у таких «энциклопедистов», как Гонорий из Отена (1150 г.), считающийся автором книги «Об образе мира» («De imagine mundi»), в которой развивается теория четырех элементов, близкая космологии. В этой книге не столько с научной точки зрения, сколько с мифологической описывается Солнечная система, неподвижные звезды и Земля (неподвижная сфера в центре Вселенной, имеющая 35 тыс. км по окружности (180 тыс. стадий по окружности), причем обитаемой является только умеренная

234

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

235

зона, ограниченная Азией, Европой и Африкой. Упомянем еще Александра Некама (1157—1217), английского богослова, автора работы «Похвала Божественной мудрости», в которой он описывает, больше интересуясь этимологией и символикой, чем доказательствами своих выводов, мир с его ископаемыми, животными и растениями. По его мнению, человек — это дерево, растущее наоборот, так что корни являются его волосами; петух может нести яйца, когда он достаточно стар, и из его яиц, высиженных жабой, родится василиск и т. п.

Второе философское течение этого времени не имело четкой географической привязки, хотя аббатство Клерво было его центром. Речь идет о мистицизме, представителями которого были Бернар Клервоский (1090—1153) и его современник и друг Гильом из Сен-Тьерри (умер в 1148 г.), который жил также и в аббатстве Сен-Виктор (в Париже). Иноческий мистицизм святого Бернара (который был, не забудем, проповедником Второго крестового похода) выражался формулой: «Вся философия заключается в познании Распятого Христа». Любое исследование (касающееся человека или мира) должно вести к созерцанию Бога и состоянию, в котором душа сливается с Богом. Эти темы, исходящие от святого Августина (и даже раньше — от Плотина), широко обсуждались в аббатстве Сен-Виктор, где подготовка священнослужителей (от грамматики до космологии) занимала важное место. На этом культурном фоне и возникает призыв к мистическому созерцанию Бога.

К указанным двум направлениям в той или иной степени примыкают богословы, работавшие самостоятельно; Алан Лилль-ский (tl202 г.), Жильбер Порретанский (1076—1154), Николай Амьенский и др.

Самым замечательным представителем этой группы является Алан Лилльский, многое взявший у Платона, но старавшийся сохранить ортодоксальную правоверность, которой угрожали различные еретические учения, расплодившиеся в XII в. (катары и альбигойцы, вальденсы, иоахимиты и другие, пытавшиеся установить новый церковный порядок, склоняясь то к неоманихейству, то к вселенской евангелизации). Папство в лице Иннокентия III (папа с 1198-го по 1216 г.) энергично боролось с этими движениями, снова вернувшими христианский мир в положение IV—VI вв., периода противостояния арианству, несторианству и монофизитству. В 1215 г. состоялся Латеранский церковный собор, который утверждает

Роже Каратини

папскую власть, закрепляет создание трибуналов Инквизиции (процедура судопроизводства, введенная Иннокентием III еще в 1099 г.) и одобряет создание новых монашеских орденов, так называемых нищенствующих (в соответствии с уставами св. Франциска и св. Доминика).

ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ ХІ-ХІІ вв. ШКОЛЫ И АВТОРЫ ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Диалектики:

Ансельм из Безата по прозвищу Перепатетик «Rhetorimachia» Беренгар из Тура (1000-1088) «Тайная Вечеря» («О Евхаристии»). Теологи:

Отло из Сен-Эммерама (1010-1070) «Книга о своих искушениях и сомнениях, утверждающая превосходство веры над разумом» ПетрДамиани (Дамиан) (1007-1072) «Похвала бичеванию»; «Dominus vobiscum» (презрительное отрицание античной философии); «Оботшельниках»; «О простоте святости»; «О всемогуществе Бога» Примирители:

Лафранк (1005-1089) «Комментарий на Послание ап. Павла к Коринфинам» Святой Ансельм Кентербе-рийский (1033-1109) «Proslogium»; «Об истине» (в «Proslogium» представлено онтологическое доказательство бытия Бога) Нравоучители:

Ансельм Ланский (ум. 1117) «Книга высказываний» Шартрская школа:

Фульбер (ок. 960-1028) «Комментарий на Боэция» Бернард Шартрский (ум. До 1130) Его учение известно по «Metalogicon» Иоанна Солсберийского Жильбер Порретанский (1076-1154) «Книга шести принципов» (метафизическая интерпретация «Категорий» Аристотеля); «Комментарии к Боэцию» (платонизм) 236

Философия Средневековья и эпохи Возрождения ШКОЛЫ И АВТОРЫ ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Тьерри(Теодорик)Шартр-ский (ум. 11 55) «Heptateuchon» (тексты, обосновывающие учение о квадривиуме и триувиуме в Шартре); «Шестоднев» (попытка согласования «КНИГИ БЫТИЯ» с космологией философов) Гильом из Конша (1080-1154) «Философиямира» (энциклопедия, диалог о природных субстанциях); «Догмы нравственных философов» (комментарии на «Гимея» и «Утешение философией» Боэция») Иоанн Солсберийский (ок. 1110-1180) «Policratus»; «Металогика» (платонизм и гуманизм). Мистики:

Святой Бернар Клервоский (1090-1153) « О любви к Богу» (« De diligencio Deo») ; «Проповеди на Песнь Песней»; «Размышление о вреде, причиняемом церкви, и об обязанностях папы» Гийом из Сен-Тьерри (ум. 1148) «Позолоченное письмо» (»Epistola aurea»); «О созерцании Бога»; «О природе и достоинстве любви». Исаак из Этуали (Исаак Стелла) (ум. 1169) «Письмо о душе близкому другу» («Epistola ad Familiarem quendam suum de anima»): трактат о душе, содержащий классификацию ее способностей (воображение, рассуждение, разум, мышление) и предназначенный Альхеру Клер-воскому Альхер Клервоский «О духе и душе»: компиляция сведений о душе из всех великих авторов, дотоле известных Гуго Сен-Викторский (1096-1141) «Didascalion» (методология и педагогика, касающаяся квадривиума и тривиума); «О священном»(о влиянии идей бл. Августина на теологию) Ришар Сен-Викторский (ок. 1110-1173) «О Троице»; «Приготовление души к созерцанию» («Benjamin minor»); «О благодати созерцания» («Benjamin major») Фома Галл (ум. 1246) 237

Роже Каратини ШКОЛЫ И АВТОРЫ ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Нравоучители XII в.

Гийом из Шампо (1070-1121); Петр Ломбардский (по прозвищу Мастер сентенций, 1100-1160); Робер Пуллюс (ум. 1150); Петр Коместор (ум. 1179); Петр из Пуатье (ум. 1205) Продолжатели энциклопедического прорыва Ансельма Ланского, которые стремились объединить в единый корпус все, написанное о христианском учении (вера, мораль и т. д.) Энциклопедисты, космологисты:

Гонорий Отунский (ок. 1150), последователь Исидора Се-вильского, Беды Достопочтенного и Рабана Мавра «Об образе мира» («De imagine mundi») Александр Некам (1157-1217) «О природе вещей и восхвалении Божественной Природы» Борцы с ересями:

Алан Лилльский, «Универсальный Доктор» (ум. 1202) «Различения» (энциклопедический словарь с разбором библейских понятий по трем уровням смысла); «Против еретиков»; «Плач природы» и «Антиклавдиан» (два аллегорических произведения в прозе и стихах о неисчерпаемых возможностях Природы, в том числе и для создания совершенного человека); «Правила священной теологии» (анализ неоплатонизма, теория монады) Николай Амьенский «Об искусстве католической веры» (этот трактат, долгое время приписываемый Алану Лилльскому, посвящен рациональному доказательству истинности христианской веры. Автор прибегает к такому приему не потому, что вера должна обосновываться разумом, а для убеждения еретиков и неверующих) Спор об универсалиях:

Росцелин из Компьени (ок. 1050-1120) Теоретик номинализма, преподавал в Туре, Лоше и в Безансоне. Автор нескольких текстов и критических анализов сочинений своих противников — св. Ансельма Кентерберийского и Абеляра 238

Философия Средневековья и эпохи Возрождения ШКОЛЫ И АВТОРЫ ГЛАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Петр Абеляр (1079-1142) Теологические произведения: «Да и Нет»; «О единстве Божественной Троицы» (темы патристики); «Теология»; «Диалог между Иудеем, Философом и Христианином». Философские произведения: «Диалектика» (комментарий к Порфирию и Аристотелю); «История моих бедствий» (в том числе о том, как Абеляр восторжествовал над Росцели-ном и Гильомом из Шампо) Аделард из Бата (ок.1110) «Вопросы о природе» (о доктринах арабской науки); «Об одинаковом и различном» (об универсалиях)

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме XII век:

  1. § 19. Идеологические системы X—XII вв.
  2. ЛИТЕРАТУРА XI—XII веков
  3. Интеллектуальное возрождение XI и XII вв.
  4. Западная Европа в XII в.
  5. 6. XX ВЕК?..
  6. Константин XII Палеолог Драгаш (Драгас)
  7. Вопрос 63. Серебряный век русской культуры
  8. Киевская Русь в XIXII веках
  9. 2.2. «Повестка дня на XXI век»
  10. XII. От эмпиризма к кантианству