<<
>>

ВЫВОДЫ ПО ДИАЛОГУ «ТИМЕЙ» I. Сотворение мира

1. Тело Мира.

Мир был создан божественным Творцом Демиургом в соответствии с вечной моделью. Поскольку этот Творец благ. Его творение является прекрасным и добрым. Он создал Мир как одушевленное существо, объединяющее в себе четыре элемента (огонь, землю, воздух и воду).

Мир имеет сферическую форму, поскольку сфера из всех геометрических фигур является самой совершенной и полностью подобной самой себе. Демиург рассудил, что красоты в тысячу раз больше в подобном, чем в неподобном. Чем в большей степени тело Мира самодостаточно, тем в меньшей степени оно нуждается в смысле, дыхательных органах или в каких-либо членах. Это сферическая совокупность, абсолютно гладкая, одушевленная лишь вращением вокруг оси, проходящей через его центр.

2. Душа Мира.

Будучи живым, тело Мира движимо душой Мира, которая его целиком окружает и составляет небесный свод. Субстанцией этой души является смесь Того и Иного (см. «Филеб»). Диалектически она рассматривается следующим образом: а) смесь Того и Иного дает Реальность; б) смесь Того и Иного и этой Реальности дает субстанцию Души Мира.

146

второй части диалога, мир организован по законам необходимости как некое логическое следствие первобытного хаоса.

Все, за незначительными исключениями, вещи были созданы Разумом — Демиургом, однако есть и то, что возникло в силу Необходимости. Платон придерживается смешанной позиции, которая состоит в том, что мир есть результат воздействия (финалистский принцип) Разума на Необходимость (механистический принцип).

Поэтому существует два вида причин, которые необходимо четко различать: одни обусловлены Необходимостью (механистические), другие — Божественные (финалистские). Однако прежде всего следует отыскивать во всем причины Божественные, «дабы стяжать для себя через это блаженную жизнь, насколько наша природа это допускает». Необходимыми причинами следует заниматься ради причин Божественных, ибо без первых эти другие, Божественные, которые и являются предметом исследований, «не доступны ни пониманию, ни постижению, ни приближению».

Античная философия

Распределение этой субстанции происходит по правилам математики: божественный Творец изымает одну часть х из субстанции Души Мира, затем серию частей, в соответствии с двумя геометрическими прогрессиями, со знаменателями 2 и 3 и для числа х:

2 х Ах 8 х

х 3 х Эх 21 х.

В каждую часть Демиург включает новые порции в соответствии с достаточно сложными арифметическими правилами, которые стремятся

управлять частями Души Мира по закону прогрессии с коэффициентом —.

8

Последовательные интервалы напоминают интервалы музыкальной гаммы. Душа Мира — это то имя, которое Платон дает организации солнечной системы, в которой все звезды (Солнце, Луна, планеты) движутся по круговым траекториям или их комбинациям.

3. Время.

Время есть подвижная имитация вечности, оно производится и измеряется движением звезд. Чтобы это измерение было освещено. Демиург зажег факел в цепи над Землей (есть восемь звеньев цепи — Солнце, Луна и шесть планет), эта цепь определяет день или ночь, месяц соответствует вращению Луны по своей орбите, а год — вращению Солнца, вращения же планет малоизвестны (по понятным причинам!).

4. Живые существа.

Кроме звезд и божественных существ, главной субстанцией которых является огонь, существуют смертные живые существа, которые живут в воздухе, в воде и на земле, среди этих последних — люди. Живые существа представляют собой сочетание души и тела. Структура человеческого тела финалистична, конечна (конечность членов тела, органов чувств и т. д.). В связи с этим Платон вкратце излагает теорию зрения — огонь, находящийся внутри нас, излучается через наши глаза, эти лучи соединяются с лучами, которые испускают светящиеся тела, а зрение является результатом встречи этих двух видов лучей.

//. Механистическое строение мира

1. Хора, или идея пространства.

Чтобы объяснить Мир, исходя из него самого, необходимо ввести новое понятие, а именно хора (вместилище) — местопребывание всякого становления. Это понятие, которое трудно поддается анализу, возможно, подобно тому, что философы XVII в. назовут пространством, в некотором смысле это физическое пространство Мира.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме ВЫВОДЫ ПО ДИАЛОГУ «ТИМЕЙ» I. Сотворение мира:

  1. §244. Перипетии Сотворения Мира
  2. «Диалоги» Платона
  3. ДИАЛОГ КУЛЬТУР
  4. КВ. Нестеров ДИАЛОГ И МОНОЛОГ
  5. 2. РАННИЕ ДИАЛОГИ
  6. 3.2 Об успехе диалога: размышления и ориентировки
  7. ДИАЛОГ 18
  8. 4.5.8 Диалог и религиозная среда
  9. Коммерческий диалог
  10. 5.7 Диалог во многих измерениях
  11. Диалог начинается
  12. ДИАЛОГ 34
  13. 2.6 Диалог на службе религиозного примирения: Николай Кузанский
  14. ДИАЛОГИ С КОЛЛЕГАМИ
  15. ВСТРЕЧА-ДИАЛОГ
  16. ДИАЛОГ 1
  17. ДИАЛОГ 2
  18. Диалог 3
  19. ДИАЛОГ 4