Задать вопрос юристу

Время

Время — это вторая сторона нашего опыта, необратимый порядок, в соответствии с которым события сменяют друг друга. Это философское понятие долгое время было второстепенным: время — «неуклюжий образ вечности» (Платон), «число движения в зависимости от предшествующего и последующего» (Аристотель); Декарт рассматривает мир независимо от времени (по его мнению, все моментально, единство последова

620

Метафизика

тельных мгновений является результатом постоянного созидания Бога, который каждую секунду переделывает мир); Лейбниц сделал из времени порядок (отношение последовательности), который мы придаем вещам a posteriori. Наконец, Кант видит в нем априорную форму чувственности, аналогичную пространству: это формальная сторона нашего внутреннего опыта, тогда как пространство — сторона внешнего опыта. Единственным классическим мыслителем, который отвел важную роль времени, был Плотин. Он критиковал определения Платона и Аристотеля: время — это не образ вечности, не измерение движения, оно имеет диалектическое значение. Необходимо, говорит Плотин, исходить из вечности, свойства бытия, которое не возникает, ничего не теряет и ничего не находит; именно в ней состояние Мировой Души. Но Душе свойственно покидать самое себя, а не познавать свою собственную природу; это ускользание от ясности Вечного ведет ее к замутнению чувственностью и имеет следствием порождение времени: это жизнь самой Души, которая рассеивается, которая постепенно развивается и, в конце концов, отвергая множество и обнаружив ясность, уничтожает время, снова открыв бесконечность.

Временнбе измерение не воспринималось в качестве значительного классическими философами, но оно играло важную роль в европейской философской и научной мысли XIX века, которая занята размышлениями о позитивном значении революции. С установления основ римского права на Западе (во Франции со времен Хлодвига, а также в Англии, Испании и в германском мире) власть королей и императоров обожествляется: восставать против нее означает противостоять Богу. Борьба против утвердившейся власти всегда имела целью заменить ее другой властью, столь же священной, и носила всегда личностный характер; перевороты были только дворцовыми, в случае раскрытия заговора заговорщиков против королевской власти сначала отлучают от Церкви, потом казнят, и они несут, таким образом, два наказания — одно временное, другое вечное; а если заговор заканчивается успешно, действовавшие лица торжественно отмываются от этого греха в публичном покаянии. Интересно заметить, что убийство короля — редкий случай в истории христианской Европы: заговоры чаще всего были направлены против претендентов на трон. Все восстания, сколь значительными они ни.были, заканчивались провалом за очень

621

Роже Каратшш

622

редкими исключениями — вплоть до революции в Америке (которая имеет «европейскую» природу, хотя происходила она не в Европе) и Французской революции; эти две победы открыли мыслителям позитивное значение изменения, дающего начало новому порядку вещей, рождаясь из беспорядка. Это изменение может быть внезапным, как в случае с победой революции, или постоянным, эволюционным. Старая идея Гераклита о том, что «все течет, все изменяется», становится одной из основных идей системы мышления XIX века.

Относительно сказанного интересно сравнить взгляды Гегеля и Руссо. Свой «Общественный договор» (1762 г.) Руссо начинает такими размышлениями:

«Я хочу знать, можно иметь ли в гражданском порядке какое-нибудь справедливое и надежное правило управления, принимая людей такими, каковы они есть, и законы такими, какими они могут быть».

Это различие между людьми, — «такими, каковы они есть», и законами, «какими они могут быть», намекает на теорию, которую Руссо разработал в «Рассуждении о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754 г.), где он различает естественное и социальное состояния.

Первое из них соответствует сущности человека, абсолютной, предшествующей истории, «априорной», говоря языком Канта, а второе, приобретенное исторически, добавляется к первому. Тезис Руссо довольно двусмыслен; в «Рассуждении» он не утверждает, что люди когда-то в древности жили изолированно друг от друга, и признает приоритет социального факта: человек может быть человеком только в человеческой группе, но не потому, что живет «в лесах с медведями»; Руссо выдвигает обвинение против несоответствия (которое он называет несправедливостью) существующих человеческих обществ человеческой природе, причем получается, что он понимает эту природу как сущность, как бы предшествующую существованию.

В противоположность Руссо, Гегель определяет человека как обладающего прошлым: человек диалектически становится тем, что он есть, и это можно уловить, поняв динамизм этого изменения, а не исключая его. Творчество Гегеля, полностью основанное на философии времени, оставило заметный след в европейской философской мысли первой половины XIX в.; од

Метафизика

нако во Франции, где гегельянство распространилось позднее, в это время наблюдались попытки — несомненно, менее ценные, чем диалектический идеализм, — направленные на объяснение человека не через его природу, а через его историю. Этим занимались Мен де Биран (теория воли) и Огюст Конт, который считал, что познание человеческого разума происходит через закон его эволюции (закон трех состояний). Известно, что XIX век — это век истории; такие историки, как Мишле и другие, пытались обнаружить скрытые силы, которые управляют историей народов; и их исследования способствовали появлению таких понятий, как «раса», «нация», «человечество», и, далее, «социальные классы», «борьба классов» — понятия исторического материализма.

Время становится также исключительно важным научным измерением. Классическая физика после Галилея считала время четвертым измерением особого типа (на изменяющееся время не влияет движение системы координат: так, часы, установленные в движущейся лаборатории, показывают точно то время, что и часы, находящиеся в относительном по отношению к этой лаборатории покое, хотя пространственные координаты изменяются в связи с движением), однако исследования энергии в начале XIX в. показывают, что эта величина может уменьшаться. В области биологии фиксизм Кювье, который не признавал изменяемости видов, полагая, что живые существа были созданы раз и навсегда и всегда оставались такими, какими были созданы, был опровергнут трансформизмом и теориями эволюционистов (Ламарком в 1809 г., Дарвиным в 1859 г.), которые показали, что живые существа, животные или растительные, постоянно эволюционируют.

Начиная с 1850 г. великие гегельянские идеи отступают перед сциентизмом, восстановившим философию Канта и вневременной аналитический разум, которым увлекался XVIII век. Но при этом невозможно было отказаться и от эволюционных идей, которые станут преобладающими в мышлении, несмотря на возмущение таких «детей века», как поэты-романтики и философы-анархисты, вроде Штирнера. И те и другие стремятся избавить индивидуальность от всякого детерминизма, навязываемого им наукой и философией. В 1860—1890 гг., безусловно, самой большой популярностью пользовалась теория эволюционизма англичанина Герберта Спенсера (1820—1903), кото

623

Роже Каротини

рый занимался политической экономикой (с ожесточенной враждебностью относясь к любому вмешательству государства в личную и экономическую жизнь) до того, как разработал философскую систему в серии выпусков, план которых был тщательно продуман: «Основные начала» (1862 г.), «Основы биологии» (1864—1867 гг.), «Основы психологии» (1870—1872 гг.), «Основы социологии» (1876—1896 гг.), «Основы этики» (1879—1892 гг.). Эволюционизм Спенсера основывается на четырех основных идеях:

1) вне содержания нашего чувственного опыта существует непознаваемое Бытие, которое мы смутно осознаем и которое обладает важным свойством быть силой, движущей эволюцию (Спенсер — реалист в духе Канта, его «непознаваемое» близко к «вещи в себе»);

2) эта постоянная сила проявляется в материальной действительности, которая действует по законам всеобщего развития, определяемым следующим образом: «происходит интеграция материи, и одновременно ей сопутствует беспорядочное движение; в это время материя трансформируется из бессвязной и неопределенной гомогенности в определенную и инкоге-рентную гетерогенность, и в это время движение претерпевает параллельную эволюцию»;

3) биологическая, психологическая, социологическая и моральная эволюция может быть описана в терминах, принятых сторонниками механистического учения, через движения материи (в психологии «умственная деятельность» состоит из простых элементов, составляющих наши ощущения; в социологии — это личности, образующие «социальную массу»);

4) дарвиновский трансформизм с его законом вымирания живых существ, наименее приспособленных к среде, является основой социальной и этической рефлексии.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Время:

  1. Взгляды науки и русского общества на Петра Великого. – Положение московской политики и жизни в конце XVII века. – Время Петра Великого. – Время от смерти Петра Великого до вступления на престол Елизаветы. – Время Елизаветы Петровны. – Петр III и переворот 1762 года. – Время Екатерины II. – Время Павла I. – Время Александра I. – Время Николая I. – Краткий обзор времени императора Александра II великих реформ.
  2. Время Ивана Грозного. – Московское государство перед смутой. – Смута в Московском государстве. – Время царя Михаила Федоровича. – Время царя Алексея Михаиловича. – Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVI и XVII веках. – Время царя Федора Алексеевича
  3. Лекция 9. Рабочее время и время отдыха
  4. 14. 4. Рабочее время и время отдыха
  5. 20. Время труда и время отдыха
  6. Глава 21. Правовое регулирование меры труда и отдыха (рабочее время, нормирование труда, время отдыха)
  7. Правовое регулирование меры труда и отдыха (рабочее время, нормирование труда, время отдыха)
  8. § 1. Время и пространство
  9. Время беседы
  10. Время и развитие
  11. Работа в ночное время.
  12. Работа в ночное время
  13. § 7. ВРЕМЯ В ГЕОЛОГИИ
  14. Время как ресурс
  15. МЕСТО И ВРЕМЯ
  16. ЗЕЛЕНОЕ ВРЕМЯ
  17. ТЕМА 8 Время отдыха
  18. Время – главный воришка
  19. 7.1.3. Неполное рабочее время
  20. Тема 7 Рабочее время