<<
>>

Томизм и триумф аристотелизма

— Святой Фома Аквинский здесь упоминается лишь мельком; см. статью о нем далее.

— Сторонники томизма защищали и комментировали труды основателя этого течения, носившего титул «ангельского доктора».

Это были Жиль из Лессины (после 1304 г.), Томас из Саттона ( ок. 1290 г.), Эрве из Неделлека (ок. 1318 г.), Николай Тривет (fl330 г.), Жиль из Рима (1247—1316), Жак из Витерба (f 1308 г.). Защита учения Фомы была необходима, так как некоторые положения томизма были осуждены в 1277 г. парижским епископом Этьеном Тампье из-за их близости к аверроиз-му (аверроисты утверждали, в частности, что одно и то же положение может быть одновременно истинным для разума и

Роже Каратини

ложным с точки зрения веры) и из-за их «легкомыслия» (например, Трактаты о куртуазной любви). Эта защита сделала свое дело, так как в дальнейшем строго ортодоксальный омертвевший томизм стал основой университетского образования вплоть до XVII в., по крайней мере в Париже.

— Среди аверроистов запомним имена Петра Испанского (у 1277 г.), Боэция Дакийского (конец XIII в.) и Сигера Бра-бантского (1235—1281). Этот последний, самым известным произведением которого является трактат «О разумной душе», обосновал «теорию двух истин» (истина философии как рационального познания и истина теологии с ее религиозными догматами), но самым дискуссионным было его учение о единстве Сверхъестественного Движимого: в основном именно против этого положения и были приняты меры со стороны цензуры в 1277 г.: не подталкивало ли оно к выводу, что могут существовать человеческие тела без разумной души?

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Томизм и триумф аристотелизма:

  1. Недолгий триумф
  2. Глава 14: Триумф Дарвина
  3. Глава 13. ВОССТАНИЕ И ТРИУМФ
  4. §283. Триумф суфизма и реакция богословов. Алхимия
  5. Глава седьмая. Обоснование и оправдание войны в древнеегипетском искусстве (Сцены триумфа)
  6. Элиаде Мирча.. История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства, 2002
  7. Дуне Скот
  8. Немецкие философы, предшественники святого Фомы Аквинского
  9. 2. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РИМСКУЮ ЭПОХУ И КОНЕЦ ЭЛЛИНИЗМА
  10. Брюнетьер, Фердинанд (Brunetiere, Ferdinand), 1849–1906, Франция.
  11. 140. КАК МЕССЕР КАНЕ ДЕЛЛА СКАЛА ЗАНЯЛ ТРЕВИЗО, ЗАБОЛЕЛ ТАМ И СКОНЧАЛСЯ
  12. Вечер с «Клубной картой»
  13. 1. Понятие “нация”
  14. Глава 10. КЛЕОПАТРА – ЦАРИЦА ЦАРЕЙ
  15. Возвращение на родину и Первый триумвират
  16. 39. КАК ЦЕЗАРЬ ПОКИНУЛ ФЛОРЕНЦИЮ, ОТПРАВИЛСЯ В РИМ И БЫЛ НАЗНАЧЕН КОНСУЛОМ, ЧТОБЫ ВОЕВАТЬ С ФРАНЦУЗАМИ