Задать вопрос юристу

Теория видов Бытия

«Софист» — это диалог, в котором Платон предлагает новую теорию Бытия, одновременно порывающую и с теорией Идей, и с элеатизмом. Началом диалога стала дефиниция понятия «софист», что «является не очень-то легким делом».

Платон говорит, что «Софист» «ведет охоту» на богатых молодых людей, чтобы использовать их желание знания в корыстных целях, он торгует своим умением рассуждать о душе и истине, извлекает выгоду из ученых споров.

Однако софист не просто тот, кто обманывает, софист — это тот, кто говорит, что лжи вообще не существует, а существует только истина. Это нужно ему для того, чтобы доказывать истинность любой лжи.

137

Роже Каратини

Также понимание истины и лжи требует четкой дефиниции — Платон утверждает, что истина отражает какую-то реальную действительность, тогда как ложь указывает на то, что нет, то есть на несуществующее, или небытие.

Общее противопоставление бытия и небытия, истины и лжи может служить критерием для частных высказываний о чем-то частично ложном, частично истинном. Диалектика бытия и небытия представлена в «Пармениде», и на нее же мы наталкиваемся в «Софисте». Для того чтобы избавиться от неразличения бытия и небытия, как и истины и лжи, необходимо иметь храбрость совершить «отцеубийство», выступив против учения Парненида о Едином Бытии, допустив существование Небытия. Это сходно с тем, что совершают материалисты, утверждающие ценность чувственного познания и идентифицирующие Бытие с физическим существованием; но это сходно и с пониманием «идеалистов» (платоников), отождествляющих Бытие с миром Идей, вечных и неизменных. Но, как известно, «Менон», «Федон» и «Государство» заставили умолкнуть материалистов; «Парменид» разгромил теорию Идей и учение элеа-тов. Для того чтобы продолжать движение по пути познания, Платону понадобилась новая теория Бытия: вот она-то и стала темой «Софиста».

Речь идет о том, чтобы рассмотреть три тезиса:

1) связи между Идеями, то есть между Бытием и Небытием не существует;

2) такая связь существует, но без правил, необязательная, т. е. всякая Идея может связываться с любой другой;

3) существует обязательная связь, причем некоторые сущности могут быть связаны с одними, а с другими нет, подобно тому как некоторые ноты гармонируют с одними, а не с другими, но не со всеми без разбора.

Два первых тезиса ведут к заключениям, известным уже по «Пармениду»; третье предстает единственно удовлетворительным. Бытие определяется здесь не через противопоставление Небытию, а как система отношений («связей») между сущностями (Идеями, но уже не имеющими смысла, присущего старой платоновской философии); каждая реальность является смешением сущностей, которые, в последующем анализе сводятся к пяти фундаментальным, основополагающим видам (категориям): само Бытие, Движение, Покой, Сам (Тождество) и Иное (Различие). То, чего достигает мысль, это всегда смеше

138

Античная философия

ние, а не отдельные элементы, подобно тому, как ухо слышит гармонию, а не отдельные ноты. Диалектика меняет свою функцию: если в первой платоновской философии это было движение по восходящей — от чувственных множеств к Идеям, единым и неизменным, то во второй философии это наука открывать правила, Законы смешения сущностей, подобно тому как музыка — это искусство объединять звуки.

Примером может служить понятие Движения. Движение участвует в Бытии (Движение существует), но оно не связано с Покоем, будучи Иным относительно Покоя, следовательно, оно участвует в Ином, что сопоставляет его с Небытием; наконец, поскольку оно таково, каково есть, оно участвует в Таковом.

* * *

В «Филебе» — последнем онтологическом диалоге Платона — тема категории повторяется, но несколько отличаясь от темы «Софиста». Платон доводит понятия Единого и многого до четырех видов (категорий), описывающих функции Бытия. Это: Беспредельное (= Неограниченность), Предел (= Ограниченность), Смешение (Беспредельное и Предел) и Причина смешения Беспредельного и Предела. В Беспредельном (апейрон) присутствует бесконечный «поток степеней», каждая из которых обладает определенностью становления — более или менее сильный, более или менее низкий, более или менее горячий и т. п. Пределу же принадлежит точное количество — «число». Приложение Предела к Беспредельному порождает смешение (смесь). Платон поясняет отношения этих категорий на примере музыкальных интервалов, которые составляются не из бесконечного количества тонов, но каждый раз из высокого и низкого тонов, предполагая, что между ними есть еще какой-то средний тон. Смешение видов порождает третий вид, тогда как причина смешения порождает четвертый вид Бытия.

Завершая изложение онтологии Платона, сделаем несколько выводов:

1) Отказ от первоначальной теории Идей был неизбежен, поскольку она обязательно подверглась бы критике элеатов, которые, без сомнения, были сильными философами.

2) Платон со всей очевидностью стремился обосновать единую рациональную науку о действительности; для этого он отказывается от дуализма рационально познаваемого и чувствен

139

Роже Каратини

ного (Идеи/Вещи), становясь на позиции монизма: действительность — это Бытие с его видами и проявлениями, и игра видов в нем позволяет соединить чувственное, относительное, подвижное, изменяемое. В определенном смысле его вторая философия примиряет Парменида и Гераклита.

3) Метод Платона представляет собой основу аксиоматического метода. Учитывая совокупность (в смысле математики XIX—XX вв.) отдельных реальностей, речь идет об определении их комбинаций, начиная с пяти видов (категорий) Бытия (или четырех в «Филебе»), то есть пяти всеобщих отношений.

4) Существует различие между доктринами «Софиста» и «Филеба». Смешение видов в отдельный вид происходит из его природы («Софист»); для того чтобы познать такую реальность, необходимо совершить серию бинарных разделений, отделяя на каждом этапе то, что существует, от того, что не существует: этот метод, предвосхищающий аристотелевскую силлогистику, предполагает, что смешение видов Бытия обладает некой логической необходимостью. В «Филебе», наоборот, смешение не понимается само по себе; категория эта не столько логическая, сколько гармоническая: она предполагает Причину, которая вводит в смесь Истину, Красоту и Пропорцию — три понятия, вызывающие в воображении Благого Бога («Государство») — безусловную, неизменную Причину всего.

* * *

Мы заканчиваем изложение платоновской метафизики двумя диаграммами. На первой представлена классификация знания, приводящая к выделению объекта «царственного искусства» — политики, как оно показано в диалоге «Политик», который был написан после диалога «Софист». На второй диаграмме представлена классификация наук.

Что такое политика? Это совершенно специфическое знание, а именно знание власти над людьми, взятое в ее предельном обобщении. Для его определения его нужно разместить среди прочих знаний. Знания разделяются сначала на два класса: те, которые предметом своим имеют практику (искусство плотника, например), и те, которые целью своей имеют познание (теоретические науки): политика входит, разумеется, в этот класс, который подразделяется, в свою очередь, на искусство

140

Античная философия

суждения и искусство повеления. Политика относится к последним, которые разделяются, в свою очередь... и так далее. В результате получается следующее бинарное древо:

Диаграмма 1

Знание

Г

практическое познавательное

искусство суждения

"—I

повелевающее

прочее (неодушевленное)

самоповелевающее

диких

ручных

одного

1

многих, т. е. стада

водных

—I

сухопутных

летающих пернатых

I

рогатых

I

безрогих

невоспроизводящихся скрещенных

воспроизводящихся нескрещенных

четвероногих

I

двуногих

Метод разделения позволяет определить политику, то есть направленное на одушевленное существо «царственное знание»: это знание теоретическое, «самоповелевающее», которое позволяет руководить «стадами двуногих» — человеческими сообществами. Политик — это человек, который мягко управляет человеческим стадом, а тиран — тот, кто делает это насильственно и жестко. Другие дихотомии показывают, что исполнение управленческих обязанностей принципиально отличается от практики полезных умений (ремесла, строительство и прочая хозяйственная деятельность).

141

Роже Каротини

Соперниками истинного царя-правителя являются всевозможные псевдополитики (колдуны, софисты, демагоги и т. д.). Используя сравнение искусства ткача с искусством политика, Платон вводит понятие «царственного плетения» — умения гармонически сплетать мужественные и активные силы общества с рассудительными и консервативными, подобно тому как ткач сплетает прочные нити основы с мягкой и нежной пряжей, создавая совершенную ткань. Эта функция правителя «переплетений, перекрестий» производится между противоположностями (война/мир, справедливость/несправедливость и т. п.), в которых царственная политическая наука осуществляет общественную гармонию. Она основывается на знании, на учении об истине, которое препятствует энергичному превратиться в жестокого, а скромному — в бессильного.

В «Филебе» Платон предлагает классификацию наук (знания), основанную на методах познания, а также на уровнях его постижения (навык, мнение, спор, осознание, постижение Идеи), в которой Идея не является неизменной сущностью, как в «Фе-доне», но это действительность, обремененная небытием (последнее является характеристикой второй платоновской онтологии, эпистимологический аспект которой представляет Идею как познание, а не как бытие. Это — Идея-Число (реминисценция из Пифагора), объект идеальной математики. Сказанное можно представить на следующей диаграмме:

Диаграмма 2

Диалектика

Науки Бытия и

Чисел-Идей

Математика

Арифметика

Геометрия

Точные науки

Конкретные

Искусство

Землемерие

Практические искусства (плотничество, стратегия, сельское хозяйство, медицина, музыка)

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Теория видов Бытия:

  1. 5. ВТОРАЯ ФОРМА УЧЕНИЯ ПЛАТОНА: ТЕОРИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВИДОВ СУЩЕГО, БЫТИЯ
  2. Бытие в качестве бытия
  3. 1.2.1 О тайне бытия
  4. О "ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ" СОЗНАНИЯ И БЫТИЯ.
  5. 3.1. Виртуальность бытия всеобщности субъекта
  6. Единство Бытия
  7. Три признака обусловленности бытия
  8. Политика - порождение и элемент человеческого бытия
  9. 1. КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ БЫТИЯ
  10. ГЛАВА 4 КОНСТИТУИРОВАНИЕ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
  11. Вопрос 44 ЧТО ТАКОЕ «ТЕОРИЯ X» И «ТЕОРИЯ У» Д. МАК-ГРЕГОРА?
  12. ГЛАВА 2 СУБЪЕКТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА БЫТИЯ СОЦИУМА
  13. 4.1. Статус и роль объекта в формировании бытия и порядка общества
  14. СИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ И ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
  15. 6.6. Теория ожиданий и теория справедливости
  16. Градиенты видового богатства
  17. Бузский М.П.. Субъектная основа бытия и регулирования общества.— Волгоград: Изд-во ВолГУ,2002. — 248 с., 2002
  18. Пары видов
  19. Классификация видов и вариантов аудита
  20. 3.2.5. Классификация видов государственного долга