Социология

Термин был создан Огюстом Контом, который впервые ввел его в «Курсе позитивной философии»; впрочем, целью «Курса» и было создание социологии, науки о социальных общностях разного типа, внутри которой он различал социальную статику и социальную динамику.

Совершенно очевидно, что факты, связанные с человеком и обществом, вписываются в рамки исторического процесса; изучать их с точки зрения их эволюции — значит заниматься проблемами социальной динамики.

Эта отрасль социологии подразумевает закон общественного прогресса, а именно закон трех стадий интеллектуального развития человечества, который, с точки зрения Конта, является основой философии истории. Для Конта политическое состояние обусловлено интеллектуальным состоянием общества и верованиями, распространенными в нем в конкретный период (заметим, что современная социология утверждает обратное: господствующая социальная структура и порождает образ мыслей). Общественное устройство, так же как и науки, проходит три стадии. Но эта эволюция происходит непрерывно (она не является диалектическим отрицанием), и каждая стадия включает в себя что-то от предыдущей стадии; созидательная органическая эпоха угасает, пока вызревает другая: так, революция 1789 г. была подготовлена угасанием философско-религиозных и научных идей в XIV веке.

Следует еще рассмотреть теорию Божественного прогресса. Как ученик и последователь Сен-Симона, Огюст Конт допускает в истории чередование периодов стабильности и периодов кризисных, и, в соответствии с учением своего учителя, он предпочитает стабильность переменам. Но он отказывается от возврата к прошлому. Конечно, по его мнению, после периода революционной анархии необходимо восстанавливать власть духовную и светскую, но власть должна быть основана уже не на теологических или метафизических верованиях, а на позитивной науке об обществе. В конечном счете Конт оказывается противником революции: это — неоконсерватор, который наивно полагает, что нашел ключ к социальной стабильности (сильно пошатнувшейся во Франции его времени, когда менее

Роже Каротини

чем за пятьдесят лет сменилось несколько общественных формаций: период после революции, Империя, затем первая Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика и Вторая империя). Единство общества должно быть достигнуто согласием всего общества, а если такое согласие недостижимо, то «компетентные люди» должны, не обращая на это внимания, навязывать общественное единство невежественной толпе: в политике, как и в математике, невозможно говорить о «свободе совести». Теперь понятно, почему Конт приветствовал Луи Наполеона Бонапарта после его государственного переворота 2 декабря.

С точки зрения социологии прогресс приводит к установлению порядка, и любая эволюция завершается периодом равновесия, изучением которого должна заниматься социальная статика, имеющая дело с устойчивыми, естественными условиями существования любого общественного строя (чему посвящена в основном «Система позитивной политики», написанная в 1851—1854 гг., тогда как в «Курсе позитивной философии» разбирается социальная динамика, изучающая естественные законы общественного развития). На чем же базируется уравновешенное позитивное общество? Не на Провидении (теологическая идея), не на какой-либо метафизической идее, вроде свободы совести, но на том открытии позитивизма, что каждый индивид является тем, что он есть, то есть членом огромного коллектива, общности, называемой Человечеством. Развивая эту тему, Конт разрабатывает теорию государства, основанную на новой религии человечества, когда первыми служителями культа должны быть ученые и философы, а значительное место уделялось бы культу Женщины, Матери и Верховной вдохновительницы (этот феминизм, несомненно, связан с его возвышенной любовью к Клотильде де Во, а также с учением Сен-Симона).

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Социология:

  1. 1. Предмет социологии
  2. 3. Положение социологии
  3. 4. Методы социологии
  4. 21. Социология в России
  5. 41. Социология и экономика
  6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС СОЦИОЛОГА
  7. § 2. Социология в России
  8. 3. Структура социологии
  9. И, НАКОНЕЦ, СОЦИОЛОГИЯ
  10. СОЦИОЛОГИЯ г. НАУКА ЭМПИРИЧЕСКАЯ?
  11. 9. Научное значение социологии Тенниса
  12. Глава 4 Эмпирическая социология
  13. 1. О границах социологии и ее истории
  14. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
  15. § 1. Социология за рубежом
  16. Социологи в советской России.
  17. 6. Этапы институционализации социологии
  18. 1. Что такое социология?