Задать вопрос юристу

В-себе, для-себя и для-других

Онтологическая проблема была первой среди тех, что интересовали Жан-Поля Сартра, который впервые приступил к ней в художественном произведении «Тошнота» (1938 г.) и сделал ее предметом своего единственного философского произведения «Бытие и Ничто» (1943 г.).

Первоначальный вопрос Сартра звучит так: «На что похоже человеческое существование?», или, точнее, «На что похоже

561

Роже Каротини

кажущееся человеческое существование?», — поскольку существуют две стороны бытия: бытие того, что появляется в моем сознании, и бытие моего сознания. Первое — это бытие-в-себе, это то, к чему восходит сознание, существование, которого ему недостает; второе — бытие-для-себя. Главный вопрос «Бытия и Ничто» поставленный в самом начале книги: «Каков глубинный смысл этих двух типов бытия?», — похож на вопрос Декарта о соотношении души и тела, и ответ должен находиться не в абстрактном анализе этих двух отдельных сторон существования, а в наивном вопросе о целостности, которой является че-ловек-в-мире (ср. с хайдеггеровской критикой картезианства).

Первую действительность бытия, каковым я являюсь, представляет сознание, в котором возникают явления, иначе говоря cogito, но cogito, согласно уточнению Сартра, «предсамопоз-нающее», являющееся не знанием моего сущего, а существованием для-себя. Однако это сознание, сразу раскрывающееся во мне, не является чистой формой: любое сознание — это сознание чего-либо (для Сартра нет разницы между страданием и осознанием страдания), и то, что оно стремится преодолеть, есть существование в-себе. Рассматривая человека-в-мире, мы видим две формы его поведения: когда он спрашивает и когда отрицает. Эти две формы поведения являются поведением по отношению к небытию, к ничто. Если человек может задаться вопросом относительно бытия-в-себе (относительно мира), значит, сам он не является этим бытием; иначе говоря, некоторое не-бытие является условием поступков, приводящим нас к бытию. Бытие-в-себе — первично, бытие-для-себя (сознание) — некая «декомпрессия» бытия-в-себе, «муфта», через которую ничто проникает в полноту существования; но эта небы-тийность является единственно возможным способом перемещения бытия.

Мало сказать: «я отрицаю, значит, я существую», так как это «я существую» имеет различную природу бытия-в-себе, в которое я ввожу отрицание, оно является бытием-для-себя. Внутри этого бытия-для-себя, которым является человеческая реальность, обнаруживается мир ценностей (он представляет собой еще-небытие), возможности и временность: рассмотрение негативного поведения (негативности), такого, как выжидание, отдаление, неприятие, сожаление, превращают бытие в ничто. Более того, человек также отрицает самого себя в беспо

562

Метафизика

койстве, в первом опыте свободы он испытывает «головокружение» от неопределенности возможностей и исчезновения вещей. Бегство от беспокойства порождает ложную веру, которая предлагает в качестве бытия-в-себе ценности, которые к нему не относятся. Искренность может быть сопоставлена с беспокойством, с принятием неопределенности возможностей и устремленностью в будущее. Мое настоящее — это ситуация факта, фактуальность бытия-для-себя, тяжесть прошлых ошибок, совершенных за время своего бытия; и я ответствен за смысл, который придам этой фактической ситуации.

От бытия-для-себя Сартр переходит к бытию-для-другого, физически изначально знакомое, что является признаком его бытия-для-себя, а относительно меня известное посредством наблюдения. Анализ наблюдения делает очевидным основные конфликтные отношения между сознаниями: «другой», наблюдающий за мной, трансформирует меня в предмет своего собственного бытия-в-себе, своего мира, фиксирует мою свободу: эмоциональные и сексуальные отношения между двумя сознаниями являются лишь двумя модальностями: наблюдение-наблюдаемый (мазохизм) или наблюдение-наблюдающий (садизм). Мое сознание, бытие-только-для-себя, не является «ничем из того, чем являются вещи»; среди этих вещей я обнаруживаю «другое», и через другое я становлюсь «вещью среди вещей», «бытием-в-себе-среди-мира»: Сартр называет это петрификацией бытия-в-себе посредством наблюдения другого, символ которого он видит в мифе о Медузе.

«Бытие и Ничто» заканчивается анализом деятельности и свободы. Классическую идею о человеческой природе, о сущности, из которой проистекали бы формы существования, Сартр отбрасывает: человек — проект, существование которого предшествует сущности, и именно то, что он совершает, придает ему его сущность: бытие-для-себя определяется последовательностью поведения. Груз прошлого и ситуации не определяет человека, наоборот, позволяет, утверждаясь в своей свободе, нести ответственность за ситуацию. Свобода — действие, посредством которого я выбираю свою ситуацию, и я беру на себя ответственность за нее. Сказать, что человек обусловлен причинами или побуждениями, — значит не сказать ничего: причина, чтобы действительно стать причиной, должна быть испытана как таковая, она не является причиной действия, она его

563

Роже Каротини

составная часть. Свобода — это свободный выбор, как в случае относительно авторитетной картезианской свободы — это абсолютно свободная воля: человек «приговорен» к свободе. Я ответствен за все, что со мной происходит, и за все, что происходит в мире, потому что в моей власти отказаться от всего (например, через самоубийство). Если я принимаю войну, значит, несу за нее ответственность. Я ответствен, потому что существую, и это является доказательством моей фактуальности (не я являюсь причиной своего бытия). Как об этом писал Жюль Ро-мэн в книге «Люди доброй воли», «не существует безвинных жертв».

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме В-себе, для-себя и для-других:

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ФИЛЬТРОВ
  2. Сердиться - значит мстить себе за ошибки других. Ж а н Ж а к Р у с с о
  3. § 3. Особенности киносценарного договора для документальных, видовых и для научно-популярных и учебных кинокартин
  4. 88. О ПЛАЧЕВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ВОЙНЫ ДЛЯ КОМПАНИЙ БАРДИ И ПЕРУЦЦИ, КАК И ДЛЯ ВСЕЙ ФЛОРЕНЦИИ
  5. 2.4. Рекомендации по формированию регистров системного учета для реализации требований ПБУ 18/02 для целей БУ и НУ
  6. Петров В.П.. Философия : курс лекций : учеб, для вузов по дисциплине «Философия» для естеств. и техн. специальностей, 2012
  7. 40 календарных дней              Сохраняется Сохраняется Сохраняется 30 календарных дней в течение одного года Сохраняется КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Что понимается под временем отдыха? Перечислите виды времени отдыха. Раскройте такой вид времени отдыха, как перерыв для отдыха и питания. Что из себя представляют специальные перерывы для обогревания и отдыха? Какова продолжительность еженедельного непрерывного отдыха? Возможна ли работа в выходные дни? Перечислите нерабочие праздничные дни. Что поним
  8. СОЗДАЕМ ВИРУСЫ: ДЛЯ ЧЕГО, ДЛЯ КОГО
  9. Шабанов Д. А., Кравченко М. А.. Материалы для изучения курса общей экологии с основами средоведения и экологии человека:              Учебное пособие для студентов, 2009
  10. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (вопросы для зачета) по учебному курсу «Международное налоговое право»
  11. Рой О. М.. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. — 364 с: ил. — (Рерия «Учебник для вузов»)., 2004
  12. В. Б. Зотов. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / — СПб.: Лидер. — 493 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»)., 2005
  13. A.B. Карпов и др.. Психология труда : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология». — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. — 350 с. — (Учебник для вузов)., 2005
  14. Кисти для живописи Кисти для живописи были уже описаны в разделе о волокнах[1928]. Растворители
  15. Кисти для живописи Кисти для живописи были уже описаны в разделе о волокнах[4461]. Растворители
  16. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства или для целей, не связанных со строительством
  17. 2. Требаций, который жил на берегу, однажды нашел сундук, где были разные товары. Поскольку указания на то, чьи это товары, не было, он забрал сундук себе. Через некоторое время к нему пришел раб Муция с листом от последнего и просьбой вернуть вещи. Кому принадлежат вещи, которые в бурю выбросило за борт для облегчения судна?
  18. М.И. Абдулаев. Правоведение: Учебник для вузов -М.: Финансовый контроль, 2004. - 561 с. - (Серия «Учебники для вузов»)., 2004
  19. Перерывы для отдыха и питания. Специальные перерывы для обогревания и отдыха
  20. 3. Защита прав на программы для ЭВМ и базы данных Регистрация программ для ЭВМ и баз данных