Задать вопрос юристу

Организация духовной жизни в XVII веке

Переход от эпохи Возрождения к эпохе Новой истории характеризуется явным отказом от прежних ценностей: греческий язык, как язык философии, выходит из употребления, схоластическая ученость вызывает презрение, в философии начинают использовать языки, считавшиеся «вульгарными», то есть народные — французский, английский, итальянский.

Философы пишут произведения, которые до того времени полагалось писать исключительно на латыни, на своих национальных языках: Френсис Бэкон — на английском языке, «О/Proficience and Advancement of Learning* — «О достоинстве и приумножении наук», Кампанелла — «Город Солнца» на итальянском. Однако и тот и другой опубликуют свои трактаты на латинском. Наконец Декарт пишет и публикует на французском языке (1637 г.) свою первую крупную научно-философскую работу «Опыты» с пре

279

Период классической философии

Роже Каратини

280

дисловием, которое стало отправной точной для современной философии «Рассуждение о методе».

1588 Гоббс 1679 1596 Декарт 1650

1632 Спиноза 1677 1632 Локк 1704 1638 Мальбранш 1715

1646 Лейбниц 1716

1647 Бейль 1706

1668 Вико_1744

1685 Беркли 1753

1689 Монтескье 1755

1711 Юм_1776

1712_Руссо 1778

1713 Дидро_1784

1714 Кондильяк 1780

1723 Адам Смит 1790 1724 Кант_1804

_•_•_•_•_*_

1600 1650 1700 1750 1800

X. Период классической философии

Сравнительная хронологическая таблица жизни великих философов XVII-XVIII вв.

Условия духовной и умственной жизни тоже изменились. В университетах по-прежнему преподают традиционное богословие и осуждают сочинения, противоречащие ортодоксальной доктрине; но университеты потеряли реальное влияние, за исключением тех случаев, когда они становятся организацией, формально утверждающей решения, какие-то группы влиятельных граждан, поддерживаемых Церковью (как это было в случае осуждения янсенизма в 1642 г. и в 1653 г. по наущению иезуитов). Церковь все меньше и меньше вмешивается в научные и философские споры; последним крупным ее вмешательством был процесс 1633 г. над Галилеем, которого Инквизиция заставила отречься от своих «Ошибок и еретических заблужде-

Современная философия от Декарта до Ницше

281

ний». Философы и ученые работают вне стен университетов и религиозных школ, которые все не могут понять, что развитие научной мысли нельзя остановить — иезуиты запрещают преподавать картезианство в своих колледжах. Философы и ученые живут или на деньги, полученные по наследству (почти все они принадлежат к привилегированным классам) или на содержание, которое им назначают короли, принцы, меценаты, или (в XVIII в.) на деньги, заработанные своим пером. Мыслители общаются между собой, переписываются, обмениваются своими разработками и их результатами; во всех европейских странах образуются научные общества, академии, в которые принимаются как ученые своей страны, так и иностранцы: Academia dei Lincei в Риме в 1603 г.; Французская академия в 1635 г. и Академия наук в 1666 г., обе во Франции; Royal Society of London в Лондоне в 1660 г. (на базе научного общества, созданного в 1645 г.); Научное общество в Берлине в 1700 г. (ставшее в 1743 г. Королевской Академией наук, и изящной словесности в Пруссии). И, наконец, именно в XVIII веке были основаны первые научные журналы, как «Журнал Ученых» (1644 г.).

Вот на таком социальном фоне прошло развитие философии, которую называют классической. В этот период пальма первенства принадлежала французским и английским мыслителям (Декарт, Паскаль, Мальбранш, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Кондильяк, Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Ньютон, Адам Смит). Были звезды первой величины и в Италии (Вико), в Голландии (Спиноза) и в Германии (Лейбниц), в той самой прусской Германии, где Кант обобщит два столетия классической философии.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Организация духовной жизни в XVII веке:

  1. § 1. Последователи ислама на Нижегородчине в конце XVI и в XVII веке
  2. 1. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVII ВЕКЕ
  3. Индивидуализированные формы духовной жизни
  4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  5. РУССКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII ВЕКЕ
  6. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТИБЕТА, ИНДИИ И ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII ВЕКЕ
  7. § 2. Изменение форм материальной жизни населения татарских деревень в XVIII веке
  8. 13. «Оттепель» в духовной жизни. Творческая интеллигенция и власть
  9. § 3. Изменения в духовной жизни общества
  10. 28. Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1990-х гг.
  11. Учение — частица духовной жизни школьника, его труд
  12. Положение московской политики и жизни в конце XVII века
  13. 8.5.1. Ситуация «Выявление элементов духовной культуры организации»
  14. 1. Духовное производство и духовная жизнь общества
  15. Природные условия и организация жизни
  16. О ВОТЧИННОМ АРХИВЕ XIV — НАЧАЛА XVII В. МИТРОПОЛИЧЬЕЙ (ПАТРИАРШЕЙ) КАФЕДРЫ КАК ФЕОДАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  17. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»