Задать вопрос юристу

Оптимизм Лейбница

Если каждая монада саморазвивается абсолютно самостоятельно, не испытывая никакого влияния, не подвергаясь какому-либо воздействию со стороны какой-либо иной монады, то, естественно, возникает вопрос, на чем основано единство мира, то есть отношения между монадами.

Разберем вначале вопрос о душе и теле: Декарт отвечал на него утверждением, что существует взаимовлияние луши на тело и тела на душу; но каким образом мысль может оказывать влияние на часть пространства и наоборот? Каким образом душа, если она принадлежит к реальности иного порядка, чем физические причины, может воздействовать на физические тела? Ответ Мальбран-ша — окказионализм предполагает ежесекундное вмешательство Бога для объяснения любого состояния души, любого движения тела: это учение противоречит закону простоты. Что же касается ответа Спинозы (душа является идеей тела), то он приводит к монизму, отрицающему всякую индивидуальность, что прямо противоречит мысли Лейбница. Остается последний ответ: душа и тело существуют параллельно, развиваясь по своим собственным законам; законы души — это законы конечной цели (аппетиция), законы тела — это законы механической причинной связи; эти два ряда законов, независимые друг от друга, не вступают в противоречие в силу гармонии, предуста

Роже Каротини

вие, как со стороны причин действующих, так и со стороны ко; нечных целей. Вот почему свойства души (психические свойст ва) используют свойства тела: необходимые причины находятся на службе конечных целей. |

Положение о предустановленной гармонии может быт] распространено и на бесконечную совокупность монад: когда Бог создал мир, Он изначально установил гармоническое раз' витие -бесконечного множества монад в бесконечности времен! различные индивидуальные субстанции задуманы во время ощ ного и того же Божественного акта, следовательно, развита» каждой из них происходит в полном соответствии с развитиеь других. Лейбниц иллюстрирует это положение рядом широкС известных примеров: когда несколько стенных часов показывав ют одинаковое время, можно предположить, что одни чась* влияют на другие или что их постоянно подводит часовщик (Мальбранш), но проще предположить, что они ходят точно| что они хорошо сделаны, отлажены раз и навсегда; точно так| же, если все участники хора поют верно и в такт, то на слух вос-| принимается единая песнь; точно так же: |

«...как один и тот же город, если на него смотреть с разных сто-» рон, кажется совсем разным, а при передаче его на плоскости кажется, что их вообще несколько, точно так же из-за бесконечного множества субстанций будет словно бесконечное множество миров, которые, однако, являются лишь отображениями одного мира, запечатленного с различных точек зрения каждой отдельно взятой монадой» («Монадология», § 57).

Венчает эту ошибочную философскую систему «оптимизма» Лейбница; этот термин ввели иезуиты, комментаторы «Теодицеи», только в 1737 г. Бог создал мир, избрав для существования данный наилучший из возможных миров, соблюдая принцип необходимости, при этом Он не убеждал в своем могуществе, Его могущество проистекало: ни один божественный акт не был самоуправным.

Бесконечное множество существующих вещей и действий природы, людей и событий их истории составляют совокупность возможного; существует бесконечное количество вариантов возможного, то есть возможность бесчисленного множества миров, но все варианты возможного невозможны в одно и то же время, они несовместимы: например, если 2 + 3 = 5, то невозможно одновременно считать справедливым, что 3 + 2 = 7

346

Современная философия от Декарта до Ницше

(не противоречит этому утверждению только 3 + 2 = 5). Прежде всего, мир должен носить характер непротиворечивости возможностей по отношению к самому себе: Бог, совершенный и бесконечный, создал мир так, чтобы он был самой широкой совокупностью упорядоченных возможностей: мир — это максимум. Но поскольку Бог является также высшим Благом, Он делает так, чтобы этот мир был наилучшим из возможных: мир — это оптимум. В конечном счете мир, созданный Богом, является наилучшим из возможных, избранный для существования среди непротиворечивых ему миров.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Оптимизм Лейбница:

  1. 5.3.2. Критерий оптимизма
  2. Бог Лейбница
  3. 4. ЛЕЙБНИЦ
  4. 5.3.5. Критерий обобщенного макснмина (пессимизма-оптимизма) Гурвица
  5. От анализа к восприятию
  6. XVIII век: Царская Европа на севере
  7. 5.3. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ полной НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
  8. Глава VI ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В 11ЕМЕЦКОЙ Ю1АССИ ЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХЕХ В.
  9. 5.3.3. Критерий пессимизма
  10. Жизнь и творчество
  11. Глава девятая. Общественные науки и современное общество. Исчезающие основания рациональности
  12. ВОПРОСЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ ДЕМОКРАТИЗАЦИЕЙ
  13. Контрольные вопросы
  14. 8.2.2. Миграция элементов культуры. Диффузионизм
  15. ДЖЕК (логико-интуитивный экстраверт)
  16. ГЮГО (этико-сенсорный экстраверт)
  17. НАПОЛЕОН (сенсорно-этический экстраверт)
  18. 2.1. Психологические теории этносов и национальных общностей
  19. Логицизм