2. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ АРИСТОТЕЛЯ Разделы философии

Труды Аристотеля представляют собой глубоко продуманную и полномасштабную систему форм и методов научного мышления. Поэтому, прежде чем приступить к исследованиям в других отраслях знания, Аристотель объясняет саму природу познания в «Топиках», одном из трактатов, составляющих «Органон», а также в «Метафизике» и «Физике».

Философию, по его мнению, можно разделить на три класса:

— поэтическая философия, целью которой является знание ради творчества художников, ремесленников, механиков;

— практическую философию, целью которой является знание ради действия, деятельности (этика и политика);

— теоретическая умозрительная философия, которая направлена на приобретение чистого знания, иначе говоря, знания ради знания.

Теоретическая философия, в свою очередь, подразделяется, согласно своей природе и объекту, на три науки:

— математическая наука изучает то, что не существует «отдельно» (т. е. абстракция) и что неподвижно;

— физическая наука изучает то, что существует «отдельно» (т. е. субстанционально) и что'движется;

— и, наконец, теологическая (первичная философия, или метафизика) имеет объектом Бытие (т. е. то, что существует «отдельно» и неподвижно).

Прежде чем предпринимать изучение какой-то науки, нужно обладать точным методом мышления, который является инструментом (organon) науки. Такой пропедевтикой (предварительным знанием), не являющейся наукой в собственном значении слова, выступает логика, к которой привязаны риторика и поэтика — науки красноречия и искусства. Студент, желав

153

Роже Каротини

ший пройти полный курс наук в Ликее, начинал обучение с введения в логику, чтобы далее приступить к математике, физике и метафизике. В действительности логика во всей полноте не преподавалась студентам, и математика, столь популярная в соперничающей Академии, была в Школе перипатетиков на положении бедной родственницы. К тому же наряду с логикой преподавалась диалектика, искусство мыслить начиная с вероятных посылок (и недостоверных), которые не ведут к истине, но рассматриваются Аристотелем как упражнение для ума и эффективный способ дать увидеть незнающему свое невежество.

Заметим, что термин «диалектика» в философии от Зенона Элейского до Аристотеля уже имеет несколько различных значений: искусство выявления скрытых противоречий (апорий) в положениях о множестве у элеатов; процесс, ведущий от вещи к понятиям и Идеям у Платона (восходящая диалектика); описание действительности методом разделения у Платона в поздних произведениях; спор о вероятном у Аристотеля.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме 2. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ АРИСТОТЕЛЯ Разделы философии:

  1. Политические взгляды Аристотеля
  2. Общий взгляд на историю Китая
  3. Книга II РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
  4. Раздел I. Философия налогов
  5. Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ Глава 4 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФИЛОСОФИИ И СТРАТЕГИИ
  6. Раздел IV МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
  7. § 4. Государственное преступление, посягающее на экономическую систему
  8. Как не сломать нормальную систему питания?
  9. Аристотель
  10. Аристотель и перипатетики
  11. Аристотель о душе