Задать вопрос юристу

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В XIII—XIV вв. зрелая схоластика представляет собой тип религиозной философии, характеризующейся христианским истолкованием аристотелизма. Схоластика зарождается в Париже, столице Филиппа Августа, последнего из Капетингов и самого могущественного европейского государя того времени; там же ее и преподают, причем учителя приезжают из всех уголков Европы: Александр из Гэльса (который стал первым преподавателем в Парижском университете) был англичанином, Альберт Великий — немец из Кельна, Роджер Бэкон — англичанин, святой Бонавентура и святой Фома — итальянцы, И т. д. Ученые схоластики не проводят всю жизнь в Парижском университете; обычно поработав несколько лет, они возвращаются в свои монастыри или в родные университеты. Их труды, Многочисленные, объемистые, терпеливо переписывают писцы, и они распространяются по всей Европе; языкового барьера не существует, поскольку все пишут на латыни, языке христианского богослужения (редко кто-нибудь, подобно Роберту Гроссетесту, знает греческий язык); точно так же не существует Идеологического барьера: все они христиане, принадлежащие к Папской Римско-католической церкви. Если «административно» они и зависят от того или иного государя, то в конечном Свете они подчиняются главе Церкви, а в начале XIII в. ее главой является папа Иннокентий III, поддерживающий нищенствующие ордена (францисканцев и доминиканцев), учредивший Инквизицию и давший устав Парижскому университету.

251

Роже Каратини

252

j

Иными словами, духовная жизнь и развитие философии в этот| период протекают под знаком единства христианского мира, который к тому же объединился для проведения грандиозного; мероприятия — крестовых походов. В XIV в. это прекрасное единство разрушается. Столетняя война породит понятие «на-i циональность»: когда Филипп Август сражался с Ричардом Львиное Сердце, речь шла о соперничестве принцев; но когда: Жанна д'Арк заявит, что хочет выдворить англичан из пределов, Франции, это будет означать, что конфликты приобрели национальный характер. j

Развитие средневековой мысли шло следом за политическими изменениями, о которых мы упомянули. В XIII в. все на-; правления (аристотелизм, августианство, платонизм, христиан--! ский традиционализм) соединяются в схоластике; в XIV в. она остается победительницей на поле битвы духовных сражений (и так будет до Френсиса Бэкона и Декарта), но в ней выявля-н ется несколько противоположных позиций, множество незави-1 симых течений, и наиболее показательны из них учения Дунса Скота, Уильяма Оккама и мистиков, таких, как Майстер Эк-f харт или святой Фома во всем своем своеобразии.

Не может быть и речи о том, чтобы подробно рассмотреть^ труды и философские учения почти пятидесяти религиозные философов, которые принесли славу схоластике; некоторые имена появятся в других главах этой книги, а теперь рассмотрим самые основные черты наиболее важных философских систем (томизм, скотизм, оккамизм). Вот общие представле| ния, касающиеся всего этого периода. J

1. Учение Аристотеля в том виде, в каком оно было пущенр в обиход арабскими и еврейскими переводчиками и коммента-^ торами в предыдущем веке, подвергается резкой критике; это учение называют безбожным, и ученые схоласты хотели бы ег| очистить от язычества и подогнать под Символ Веры, приня! тый Никейским собором, и под учение Отцов Церкви. Значительная часть богословов XIII в. посвятила себя этой работе': Гильом из Оверни, Анри из Гента, святой Бонавентура, Евст-1 ратий из Арраса, Александр из Гэльса, Раймунд Луллий и т. д^ Особенно коробила критиков в произведениях Аристотеля его' физическая философия с теологией, которая подразумевается й которая не имеет ничего общего с христианским богословием! Бог Аристотеля — всего лишь Перводвигатель, а Бог христи^

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

253

ан — Творец; мир Аристотеля вечен (сферическая астрономия и т.

д.), а мир христиан создан из ничего волей Бога; душа у Аристотеля погибает вместе с телом, которое она формирует, а у христиан она бессмертна и призвана соединиться с Богом: в учении Аристотеля нет ни первородного греха, ни учения о спасении, ни Искупителя, ни Страшного суда.

Значило ли это, что следует отвергнуть перипатетизм? Церковные теоретики хорошо понимали, что если просто-напросто осудить философию Аристотеля, то это может вызвать к жизни еретические течения, привести к конфликтам, и что гораздо лучше приспособить это учение к своим целям, чем отрицать его полностью. Поэтому папы, через епископов и с помощью церковных соборов, осудили то, что было абсолютно несовместимо с христианской догматикой (например, физическую философию), и сохранили то, что могло превратить философию в служанку богословия, а именно, логику. Затем, увидев неуемное восхищение учителей и школяров, папы изменили позицию: примерно с 1250 г. «Физика» и «Метафизика» Стагирита стали повсеместно изучаться в университетах, и Церковь ограничивается осуждением тех, кто извлекает из этих текстов еретические толкования. Выражаясь современным языком, Аристотель был «реабилитирован».

2. — Трудно понять противостояние и ссоры схоластов, если не сказать здесь несколько слов о деятельности двух нищенствующих орденов (названных так, потому что их уставы предписывали его членам жить в бедности; в XIII в. их было четыре; в дальнейшем было создано восемь): францисканцы и доминиканцы. Первые глубочайше почитают святого Августина: их самыми крупными представителями являются Александр из Гэльса и святой Бонавентура. Доминиканцы восхищаются Аристотелем, на учении которого они основывают свою философию, независимую от их теологии Божественного Откровения, которую они исповедуют; их выдающимся представителем был святой Фома Аквинский.

3. — Можно провести еще одну демаркационную линию. Это — линия, отделяющая преподавателей Парижского университета (доминиканцев, или францисканцев, которым также поручалось и преподавание) от преподавателей Оксфордского университета, основанного в 1167 г.: Александра Некама, Роберта Гроссетеста, епископа из Линкольна, Роджера Бэкона и

Роже Каратини

Иоанна Пекама. Ученые из Оксфорда продолжают разрабаты^ вать направления, которыми так увлекались в прошлом веке! они занимаются как науками (абстрактными, или эксперимент! тальными), так и глубокими всесторонними познаниями, логит| кой и платонизмом. ?;

4. — В XIV в. утвердились два новых направления: реализм] (Дуне Скот) и номанализм, «знаменосцем» которых был Уиль-; ям Оккам, англичанин, францисканец, получивший образовав ние в Оксфордском университете. Некоторым сторонам своих | учений, своей критикой томизма они готовят приход филосо-,| фии будущего: поэтому нет ничего удивительного, что теории! Оккама были запрещены в Парижском университете, к тому же: неоднократно (Эдикт Людовика XI в 1473 г. напомнит о запре-* те оккамизма).

2. ФИЛОСОФЫ XIII ВЕКА

Вот краткое изложение направлений философий XIII века. (Философская система Фомы Аквинского будет рассмотрена отдельно.)

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  1. Приложение 19 ПОЛОЖЕНИЕ об Управлении валютных операций ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. 4. Общие положения обязательственного права
  3. Общие положения
  4. 3. Общие положения Закона
  5. 1. Общие положения
  6. 5.4.1. Общие положения
  7. 21.1. Общие положения
  8. 5.3.1. Общие положения
  9. Общие положения
  10. § 1. Общие положения
  11. Общие положения
  12. Общие положения
  13. 1. Общие положения
  14. Общие положения
  15. 3.2.1. Общие положения