Задать вопрос юристу

Неоплатонизм

Учение Плотина стало торжественным открытием неоплатонизма, но история эта довольно сложна. В действительности Плотин рассмотрел множество доктрин, связанных с религиозной мыслью эпохи. Неоплатоники отличались между собой и от других религиозных мыслителей набором идей, которые они комментировали и считали важными.

Сам Плотин верил в божественность звезд, действенность религиозных обрядов, молитвы и т. п. Но были и такие неоплатоники, которые в принципе придерживались того же, но неизбежно впадали в суеверия, верили в магию и другие иллюзии. Так появлялись так называемые теурги, разновидность пророков-колдунов, полагавших себя обладателями практик, которые демонстрировали божественное могущество по просьбе желающих. К тому же неоплатоники встретились наконец с неопифагорейцами, тоже придававшими великую важность обрядам, мистическим созерцаниям и некоторой таинственности. Но, несмотря на все соблазны, истинные философы-неоплатоники убереглись от таких эксцессов (оставаясь в высшей степени благочестивыми почитателями мистерий): Порфирий, Ямвлих, Прокл и Дама-скин занимались словопрениями по поводу теории гипостаз и процессии, добавляя к этому духовные опыты, иногда граничившие с мистицизмом. Но великолепная форма греческой философии была разбита. На эти споры о гипостазах, веру в магию и обряды, на все это, называвшееся тогда эллинизмом (который не имел ничего общего с классическим эллинизмом), медленно наступало христианство со своей основательно проработанной доктриной спасения, концепцией Творения и утверждением, что Бог есть непроницаемая тайна. Политическое, интеллектуальное и практическое превосходство христианской религии вскоре стало очевидным: философы уже не имели места в городе. В Александрии их преследовал епископ Афанасий, и в 415 г. чернь зарезала ученую женщину — неоплатоника Ипатию; в Афинах IV в. не осталось больше ни учителей философии, ни студентов: эту опустевшую школу закрыл в 529 г. император Юстиниан. Греческая философия, сыгравшая огромную роль в интеллектуальной истории человечества, закончила свое существование.
<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Неоплатонизм:

  1. §310. Гуманизм, неоплатонизм и герметика эпохи Возрождения
  2. 3. ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ
  3. Вопрос 35. Культура Древнего Рима в период Империи
  4. 2. ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИТАЛИИ)
  5. §253. Августин: от Тагасты до Гиппона
  6. Специализированные источники
  7. 2. ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В РИМСКУЮ ЭПОХУ И КОНЕЦ ЭЛЛИНИЗМА
  8. § 19. Идеологические системы X—XII вв.
  9. ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ
  10. Дальнейшее развитие и итоги психологии в античности
  11. §296. Св. Бонавентура и мистическая теология
  12. В. Метафизика света и «оптическая физика»
  13. Заключение
  14. § 19. Исмаилиты
  15. Философия еврейских мыслителей
  16. Патристика и философия до X века
  17. Манихейство