<<
>>

Мир и признание Бога

Метафизика

мир, соответствующий себе? Даже такой скептик, как Прота-гор, заявляя, что человек — мера всех вещей, предполагал, что эта мера едина для всех, по крайней мере в общих чертах: Луна далека для всех людей, песчинка мала для всех людей, к чему Декарт мог бы добавить, что 2 плюс 2 будет 4 для всех людей.

«Я думаю» есть, несомненно, первый внутренний опыт, от чего должна отталкиваться вся философия, но сознание моего «неостровного положения» является моим первым жизненным опытом: «Мы думаем» имеет столько же убедительной силы, что и cogito. И если мир — наше представление, как объяснить то, что нам необходимо менять это представление во вполне определенных условиях, когда система, которую мы построили, уже не считается с нашим опытом? Все происходит, как если бы существовала одна действительность, «не-Я», которая выступает для меня как цель и которая скрывается от меня. Это та действительность, которую, вопреки всем онтологическим рассуждениям, я называю внешним миром, объектом космологии. Это учение может быть определено как изучение бытия в качестве небытия, то есть бытия настолько, насколько оно себя определяет, исключая из своей природы некоторые стороны бытия, которое в своих определениях рассматривается независимым от Я.

Есть основания спросить себя, обоснованно ли различать, как это делал Огюст Конт, «мир» и «Вселенную». Для разговорного языка именно они являются двумя степенями обобщенности «не Я»: есть множество отдельных миров, сумма которых составляет Вселенную: земной мир, мир Солнечной системы, галактический мир. Названия двух знаменитых научно-фантастических романов подтверждают это употребление: «Война миров» Г.Д. Уэллса и «Прекрасный новый мир» Олдоса Хаксли; «мир», взятый в этом смысле, — мир, в котором я живу, территория человечества. Также и эпикурейцы, верившие в существование нескольких возможных миров, делают различие мир/Вселенная (ср. также «Беседы о множестве миров» Б. Фон-тенеля). Конт имеет другую точку зрения: по его мнению, метафизическое понятие Вселенной необходимо заменить относительным позитивистским представлением «мир»; отношение сходно с отношением Канта, который противопоставляет феноменальный мир (познаваемый и относящийся к познающему субъекту) ноуменальному (абсолютному, но непознаваемому),

615

Роже Каратини

и — соответственно — объекты физической космологии (возможно, с помощью категорий) и рациональной космологии (которая является только трансцендентальной иллюзией). Как только мы отодвигаем онтологический вопрос, контекст, в котором мы говорим о «мире» или о «Вселенной», всегда уточняем степень обобщения: никто не спутает мир в значении Вселенной платоновской космологии с земным «миром», который Филеас Фогг облетел за 80 дней.

Еще более тонкий оттенок придали стоики, которые различали Pan и Olon; оба термина означают «все», но Pan — это все, образованное посредством сложения материального мира с пустотой, то есть простое собрание событий, тогда как Olon представляет собой систему сущностей, самые малые части которых связаны силой, которую стоики называли симпатией. Другими словами, Pan — аморфное целое, Olon — целое, обладающее структурой, которую стоики определяли как рациональную универсальную необходимость. Такую точку зрения разделяет современная наука: окружающий мир моего повседневного восприятия — даже если имеется в виду восприятие продолжительное и расширенное, благодаря использованию инструментов наблюдения и измерения, — это совокупность сущностей в пространстве и событий в продолжительности, между которыми я не обязательно обнаруживаю определенные связи, кроме традиционных причинных связей; все это многообразное, изменчивое, в котором я не замечаю строгого порядка. Вселенная мудреца — совокупность пространственно-временных событий, где каждое событие определено квадровекто-ром, то есть системой четырех реальных чисел (х, у, z, t), которые являются пространственно-временными координатами события, рассмотренного в данной точке отсчета; кроме того — и именно этим научная космология отличается от наивной космологии — это пространство-время снабжено метрикой, которая определяет ее геометрическую структуру. Кратко уточним, что это означает. Возьмем совокупность точек, размещенных на плоскости; точка М, одна из этой совокупности точек, совершенно определена, когда мы знаем ее координаты х и у в произвольно выбранной системе, точка начала отсчета О. Доказываем, применяя теорему Пифагора, что расстояние ин-финитезимальное ds между двумя соседними точками М и М\

616

Метафизика

чьи координаты отличаются от ничтожно малых величин их и йу, дано отношением:

А2 = величина Л2 постоянна, поскольку плоскость неподвижна: именно в этом и заключается метрическая характеристика плоскостной вселенной Евклида. Также, в евклидовой трехпро-странственной Вселенной, неизменное 2 дано отношением:

Л2 = ах2 + йу2 + йг2.

Равенство, определяющее сЬ2 пространства, характеризует его геометрические свойства; можно вывести форму этого пространства и распределение материи, которая является его следствием: стремясь так определить Л2 космоса, наблюдаемого астрономами и физиками, чтобы оно соответствовало некоторым основным наблюдениям, оказалось возможным разработать различные космологические теории, из каковых в настоящее время наиболее удовлетворительной считается теория Большого Взрыва.

С философской точки зрения, космология отделена или, по крайней мере, отделима от онтологии. Космологические системы, разработанные в древности, например греческими философами, принадлежат истории науки; а их основные понятия (вещество, пространство и время, причинность, необходимость и т. д.) являются также и философскими.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Мир и признание Бога:

  1. 3. ПРИЗНАНИЕ БОГА
  2. Статья 291. Содержание заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Статья 292. Подготовка дела к судебному разбирательству и рассмотрение заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь Статья 293. Решение суда относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности
  3. Глава 33. ПРИЗНАНИЕ ДВИЖИМОЙ ВЕЩИ БЕСХОЗЯЙНОЙ И ПРИЗНАНИЕ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНУЮ НЕДВИЖИМУЮ ВЕЩЬ
  4. Существование Бога
  5. Статья 290. Подача заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
  6. Существование Бога
  7. 2. МИР ДЖАФАР И МИР КАСИМ
  8. §144. Роль Бога
  9. Классические доказательства существования Бога
  10. Играем в Бога
  11. «Смерть» последнего языческого бога