Задать вопрос юристу

Метафизические произведения Аристотеля

Программу цикла научных занятий в Ликее, видимо, можно условно распределить на четыре года:

— в первый год (пропедевтика) студент изучал логику, то есть основы учения о понятии, теорию умозаключений и доказательства, а также основные логические категории и приемы, применяемые рассуждающим мышлением;

— второй год посвящался математике; математическое действие обозначается через дефиниции и аксиомы как формы мысли, из них делаются выводы, логически касающиеся характеристик этих форм начиная с первых предположений;

— третий год обучения был посвящен изучению объектов в движении, то есть физике; студент усваивал понятия продолжительности, объема, времени, бесконечности, различных видов движения и их причин; эти знания подводили к изучению «двигателей», «оживляющих» движущиеся тела, постепенно переходя ко все более высоким уровням, пока не будет открыт неподвижный вечный Перводвигатель — Источник вечного, непрекращающегося движения в природе;

— на четвертый год он наконец может преподавать в Ликее науку о Бытии, понимаемую не как математика или физика, но независимую от всех частных наук науку о Сущем как таковом, то есть метафизику.

Однако мы в нашем учебнике, бегло упомянув о логике, пропускаем целых два года обучения и сразу переходим к метафизике. Почему? Дело в том, что Аристотель не относился к математическим наукам с тем интересом, который проявлял к ней вслед за Пифагором поздний Платон. Что касается аристотелевой физики, то она содержит так много метафизических допущений, что ее легче понять после проникновения в его метафизику.

«Метафизика» — это основное произведение Аристотеля; она состоит из четырнадцати книг, обозначенных буквами древнегреческого алфавита: А, В, Г, А, Е, Ъ, Н, 0, I, К, А, М, N (книга вторая обозначена строчной буквой «альфа»).

158

Античная философия

Книги а, Д

Книга а: а) об изучении философии: никто не в состоянии достичь истины надлежащим образом, но и не терпит полную неудачу, а каждый говорит что-то о природе и поодиночке, правда, ничего или мало добавляя к истине, но, когда это складывается, получается заметная величина; б) причины существующего не беспредельны — ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. Если нет ничего первого, то вообще нет причины.

Книга Д: философский словарь: (Единое, Бытие, Сущность, Субстанция и т. д.)

Введение в науку о Бытии

Книга А: история философии до Аристотеля.

онтологическая проблема: как она ставится, метафизика - наука о Бытии как существовании; аксиомы; принцип противоречия. Книга Е: о Бытии, случай и основные виды Бытия; Бытие как Истина.

Книга В: Книга Г:

Раздел метафизики:

Книги Z и Н: трактат о Субстанции (ousia), первая категория Бытия.

Книга theta: трактат о действии и о могуществе.

Книга I: Единое и Множество.

Книга L: природа Бытия в качестве сущего.

Книга M и N: критика платоновской системы.

Книга К: итоги книг В, Г и Е; выдержки из «Физики».

Четырнадцать книг «МЕТАФИЗИКИ» Аристотеля

Чтобы дополнить эту информацию, напомним, что «Метафизика» вызвала множество комментариев, среди которых особое место занимает комментарий греческого философа Александра Афродисийского (II—III вв.), который ознаменовал возрождение аристотелизма, гораздо менее распространенного в античности, чем платонизм, и комментарии двух средневековых теологов, писавших их по-латыни, — оба принадлежали к ордену доминиканцев: святой Альберт Великий (родился в 1193 г. в Лауингене, умер в Кельне в 1280 г.; преподавал в Париже между 1245-м и 1248 гг.) и святой Фома Аквинский (родился в замке Роккасекка, около Аквино, в Неаполитанском королевстве, в 1224 или 1225 г.; умер в монастыре Фоссануове в 1274 г.; ученик Альберта Великого в Париже между 1245-м и 1248 гг. и

159

Роже Каротини

в Кельне с 1248-го по 1253 г.; преподавал в Парижском университете с 1253-го по 1259 г., затем в Италии и снова в Париже с 1269-го по 1272 г.). Деятельность этих двух мастеров заложила основы схоластики.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Метафизические произведения Аристотеля:

  1. Обладатели исключительных авторских прав. Заказные произведения. Произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания (служебные произведения). Произведения, созданные в соавторстве. Составные и коллективные произведения
  2. Произведения, охраняемые авторским правом. Объекты смежных прав. Принципы предоставления охраны (фиксация, оригинальность). Особые виды произведений: компьютерные разработки (программы для ЭВМ, базы данных), мультимедиа-произведения
  3. § 3. Содержание и форма произведения. Произведение и его вещественная оболочка (п. 1534-1536)
  4. г) Диалектта против метафизического подхода к прогнозированию
  5. Аристотель
  6. Политические взгляды Аристотеля
  7. Аристотель и перипатетики
  8. Аристотель о душе
  9. Понятие души у Аристотеля
  10. Платон и Аристотель
  11. Псевдо-Аристотель