Задать вопрос юристу

Майстер Экхарт

Прежде чем говорить об оккамизме, на котором мы завершим этот обзор средневековой философии, необходимо познакомиться с философским мистицизмом, который распространялся в Германии по мере появления произведений Иоганна Экхарта (Майстера Экхарта, 1260—1327), монаха-доминиканца, который преподавал в Кельне и учение которого было осуждено папской буллой через два года после его смерти.

Он на-

Роже Каротини

писал «Книгу божественных утешений» (около 1305 г.) и «Проповеди», в которых, как и все мистики, он излагает свои взгляды, не рассуждая, а опираясь на видения и ничем не подкрепленные утверждения. Таким образом, краткое изложение основных положений его учения не позволяет понять всю силу его воздействия.

Его идеи многое теряют в пересказе. Божество Майстера Экхарта — это безразличный и бескачественный Абсолют; Майстер пишет о примате знания над существованием (Бог — Творческий Исток мирового процесса), он символически интерпретирует ситуацию человека (бедность — это состояние невежды, любовь — это экстатическое переживание соединения с Богом и т. п.). Главные его темы характерны для всех мистиков: идеалистическая диалектика Единого божественно-мирового процесса, отречение от своего «я» для единения с Божеством. Самобытность Экхарта состоит в его вере, совсем не похожей на верования Прокла или Плотина: возвращение к первоначальному единству возможно, только если индивидуальность ощущать как акциденцию: «Убери эту бездну, соединись с божественным Ничто, и все творения станут едины», — говорит он. В учении об Абсолюте он выделял безосновное Божественное ничто, как основу Божества и как Бытия. В этом смысле мистицизм Экхарта называют умозрительным. Добавим, что понимание роли Иисуса может вызвать сильное недовольство ортодоксальной церкви: Экхарт отрицает Его роль Искупителя, но видит в Нем пример для подражания; он даже утверждает, что воплощение Сына состоялось бы, даже если бы не был совершен первородный грех!

После Экхарта в Германии и другие мистики призывали к единению с Богом: Иоанн Таулер (1300—1361), Генрих Сузо (1300-1365), Иоанн Руисбрек (1293-1381), Гарфиус (1—1477); во Франции движение мистиков представляет в конце XIV в. проповедник Иоанн Шарлье, иначе Иоанн Герсон (1363—1429), родившийся в Герсоне в Арденнах, которому приписывали (как выяснилось, напрасно) анонимное произведение «Подражание Иисусу Христу».

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Майстер Экхарт:

  1. §298. Мейстер Экхарт: Бог и божество
  2. Николай Кузанский
  3. Глава 12 ДЗЭН ПРИХОДИТ НА ЗАПАД
  4. Алхимия и мистика
  5. Церковь и ереси
  6. §301. Николай Кузанский и закат средневековья
  7. §269. Религиозное значение романского искусства и куртуазной любви
  8. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  9. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  10. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  11. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  12. 5.1. Содержание экономической оценки
  13. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  14. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  15. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  16. 4.1. О критерии решения экологических проблем
  17. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства
  18. 3.2. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблемы истощения. Основные пути предотвращения истощения природных ресурсов