Задать вопрос юристу

Манихейство

Проповедь христианской веры в Европе начинается во второй половине I в. (Евангелия были написаны между 35-м и 110 г. — не раньше и не позже, — т. е. примерно в период между правлением Нерона и правлением Траяна).

Но, как известно, христианство не сразу было принято Римской империей; оно подвергалось политическим гонениям, резкой критике со стороны идеологов язычества и должно было выстоять в соперничестве с другими религиозными течениями и победить их.

Гонения на христиан хорошо известны; они продлились до Г/ в. Что же касается духовного сопротивления идеям христианства, то о них уже упоминалось, это, прежде всего, культура эллинизма, еще очень распространенная в первые века нашей эры, породившая два направления в философии: стоицизм и неоплатонизм. В сущности, самым серьезным врагом каждой новой религии в период ее утверждения является мировоззрение, которое занимают близкие ей позиции: в данном случае это относится к персидскому манихейству и к учению гностиков.

Манихейство проповедовал на территории нынешнего Ирака, входившего в состав Иранского царства Сасанидов, некто Мани (или Манес, или Манихей; он жил примерно в 216—277 гг.). Его отец принадлежал к небольшой секте гностиков, мандеи-стам, которая почитала единственным пророком Иоанна Крестителя. Считается, что Мани начал проповедовать свое учение

Роже Каротини

в 242 г. во время коронации сасанидского шаха Шакура I, и, бу-'! лучи изгнан жрецами-зароастритами, обошел с проповедью^ всю Центральную Азию, Индию и Китай. Вернувшись на родину в 270 г., он подвергся гонениям со стороны местного жрече-; ства (магов). Его бросили в тюрьму, где он и умер, спасшись та- § ким образом от жестокого приговора: с него, живого, должны* были содрать кожу.

Основная идея манихейства состоит в утверждении двух принципов бытия, воплощением которых являются «Отец света» и «Князь тьмы», владыки двух земных царств, царства света! на севере и царства мрака на юге.

Некогда, в далеком прошлом, было время, когда князь тьмы попытался завоевать царство света; Благой отец Владыка Света, создал тогда первочеловека, чтобы бороться с архонтами мрака, которые тем не менее победили. Тогда он создал Духа жизни, который на сей раз победил князя тьмы. Мани истолковывал персонажи и легенды Библии в свете этого дуализма: Адам — творение демона, заключившего в него Свет, который он украл у Владыки Света; соблазнительница Ева содержала в своей телесной оболочке меньше света, чем ее супруг; потомки Адама и Евы тоже удерживают в оковах своей плоти искру света. Таковы условия мира и человека в периоде, который в манихействе называется «вторым временем». Когда наступит «третье время», произойдет еще одна битва, исходом которой станет освобождение Божественного Света, находящегося в человеческих существах. Это освобождение совершат посланники Отца света: Ной, Авраам, Будда, Иисус (но не христианский Иисус, а его современник) и наконец, Мани, являющийся последним из пророков, Параклетом («Утешителем»). Когда полное освобождение будет осуществлено, настанут «последние времена»; свершится Страшный суд, апокалипсис будет длиться 1468 лет, существующий мир будет разрушен и произойдет окончательное освобождение Духа от тела, Света от тьмы, как это и было первоначально.

В поздней Римской империи манихейство имело много сторонников; одни были простыми мирянами («слушателями»), которые должны были соблюдать некоторые моральные установки общего характера (не заниматься идолопоклонством, не предаваться распутству и т. д.); другие были священнослужителями, работавшими с текстами Мани и обязанными придерживаться очень строгих правил. Манихейство подвергалось ожес

218

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

219

точенным гонениям со стороны всех власть имущих (Царство Сасанидов, Византия, ортодоксальное христианство); оно породило многочисленные ереси в христианстве, как, например, каиниты (в III в.), павликиане (IV—V вв.), богомилы (XII в. на Балканах) и катары (с XI в., в Лангедоне).

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Манихейство:

  1. Кто такие буддисты?
  2. §234. Абсолютный дуализм как mysterium tremendum
  3. Мышление в средневековой культуре
  4. §236. Крест и Древо Жизни
  5. Биографические сведения
  6. § 10. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
  7. Борьба империи с турками и печенегами
  8. §253. Августин: от Тагасты до Гиппона
  9. И.В.Стеблева Концептуальная основа образов в древнетюркской «Книге гаданий
  10. §242. Тэнгри — «Бог-Небо»
  11. §232. Манихейский гнозис
  12. ЯВЛЯЕТСЯ ли зло НЕЗАВИСИМОЙ СИЛОЙ?
  13. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  14. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  15. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки