Задать вопрос юристу

Магистры Оксфордского университета

— Роберт Гроссетест (1168/75—1253), епископ Линкольн-ский, перевел с греческого языка «Никомахову этику» Аристотеля, составил комментарии к его «Органону и Физике» и опубликовал множество трактатов по оптике, акустике, астрономии, о методах, о человеке и человеческой природе, по проблемам метафизики.

Под влиянием арабских авторов Роберт Гроссетест придает свету основную роль в возникновении мира («Все вышло из единственной световой точки, благодаря совершенству первого света»); в плане теории познания, естественно, он ориентируется на учение об озарении; его учение о душе также не лишено самобытности (высшая часть души отягчена материальной субстанцией: если бы не тело, она познала бы божественные причины сотворенных вещей).

Роджер Бэкон (1220—1292), «изумительный доктор», ученик Роберта Гроссетеста, учился в Парижском университете, был преподавателем в Оксфордском в 1251—1257; монах-францисканец, пользовался поддержкой папы Климентия ГУ (1265—1268 гг.), но подвергался многочисленным гонениям за свое учение (был осужден епископом Этьеном Тампье и заточен в монастырскую тюрьму в 1277 г.). Его основные произведения: «Opus majus» (составленный по заказу Климентия IV в

Роже Каротини

1267 г.), «Opus minus» (1267 г.) и «Компендиум» по богословию, опубликованный в 1292 г. Основное положение его философии, радикально противоположное «философии парижан» (томизму), — это положение о единстве знания; он полагал, что существует только одна мудрость — мудрость Священного Писания, а языческие философы, такие, как Платон, Аристотель и Плотин, являются преемниками библейских патриархов. И вот Роджер Бэкон принимается перечислять все промежуточные звенья этой передачи: во-первых, Адам, библейские патриархи, Сет, Ной; затем, после периода заблуждений злокозненных ложных философов (Немрод, Зороастр, Атлас, Прометей, Гермес, Эскулап, Аполлон и т. д.), появляется Соломон, далее следует новый перерыв (из-за грехов человека) и вот Фалес и целый ряд греческих философов вплоть до Аристотеля. Для того чтобы воспеть победу философии, Роджер Бэкон резко критикует легковерную приверженность к авторитетам; он с сарказмом высмеивает теологов своего времени, которые, по его словам, хотят всему научить, прежде чем сами чему-нибудь научатся. Но больше всего Роджер Бэкон известен как поборник конкретного опытного знания, поскольку только опытная наука приближает к истине. Он был приверженцем как экспериментальной физики, так и физики геометрической (он размышлял о разработке оптики — практической геометрии), он верил в инструментарий инженеров, изобретающих автоматы и летательные машины, он высказал смелую догадку о научно-технократической организации общества. Во многом Бэкон предвосхищает человека периода Возрождения, но у него есть свои слабости: уверенный — и он частично прав, — что у природы есть свои секреты, он наивно думает, что можно в них проникнуть, если изучить некоторые символы, в частности путем астрологии (кстати, именно его рассуждения об астрологии и приведут его в тюрьму в 1277 г.).

— Роберт Килуорди (t 1279), монах-доминиканец; будучи архиепископом Кентерберийским, он пытался поддержать августинцев в борьбе с аристотелизмом. Эта неожиданная позиция объясняется духом, царившим в то время в Оксфорде; в Кентербери на его счастье его сменил францисканец Иоанн Пеккам (f 1292), который тоже стал сторонником августи-ниан.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Магистры Оксфордского университета:

  1. 41.0 СМЕРТИ ВЕЛИКОГО ВРАЧА МАГИСТРА ДИНО ИЗ ФЛОРЕНЦИИ
  2. 3. О ПРОРОЧЕСТВАХ МАГИСТРА АРНАЛЬДА ДА ВИЛЛАНОВА
  3. 40. КАК ВО ФЛОРЕНЦИИ БЫЛ СОЖЖЕН ЗА ЕРЕСЬ МАГИСТР ЧЕККО ДАСКОЛИ, АСТРОЛОГ
  4. СТАТУТЫ УНИВЕРСИТЕТОВ
  5. Образование и университеты в средние века
  6. СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ ИЗ УСТАВА ДЕРПТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
  8. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ СОЗДАЮТ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛА
  9. С. П. Баньковская. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. — М.: Книжный дом «Университет». — Ч. 2. — 424 с., 2002
  10. С. П. Баньковская. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. — М.: Книжный дом «Университет». — Ч. 1. — 424 с., 2003
  11. Панарин А.С.. ПОЛИТОЛОГИЯ. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. - М.: Книжный дом «Университет». - 320 с., 2000
  12. РАЗДЕЛ II. ПРОГРАММА КУРСА «МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО» Правительство Российской Федерации ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
  13. Гофман А. Б.. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет». - 216 с, 2001
  14. Блюдина У.. Борьба с наркоманией в современной России: взгляд социолога права. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета. - 300 с., 2006
  15. Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина, И. И. Мазурова. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование. — 513 с. — (Университеты России)., 2007
  16. Степени и звания в науке
  17. Шахмаметьев Алексей Алимович. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, 2009
  18. 2. К. РОДЖЕРС И СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИЗМ О Карле Рэнсоме Роджерсе