Задать вопрос юристу
 <<
>>

Классический спиритуализм

Спиритуализм — интеллектуальное течение в философии, признающее независимость и приоритет духа над материей. На Западе он связан с философией Анаксагора, ставившего «Нус» (Разум, Дух, Мысль) выше материального мира, признававшего причиной существования всего, в том числе движения, Дух.

Дуализм Анаксагора признает две природы, два порядка вещей; одна природа подвижная и текучая, как дыхание, другая твердая и инертная; он утверждал это за двадцать веков до картезианцев, хотя была и существенная разница: согласно Декарту, движение, как и пространство, является атрибутом материи, вследствие чего независимость движущегося элемента, по отношению к Духу, Разуму, создает механизм и обеспечивает значимость физики.

Начиная с картезианства учения о духовной субстанции развивались одновременно с материализмом. Дух не рассматривался больше как дыхание или нечто нематериальное, но как выполнение определенных функций. В отличие от бесконечной в пространстве материи и от многообразия чувственного мира, Дух един: это внутренняя сущность в форме самосознания либо духовное единство, обеспечивающее процесс познания; в отличие от случайности Дух — первопричина и необходимость; наконец, Дух — это свобода и возможность создавать ценности (Истина, Красота, Добро), тогда как материя — это нечто определенное и пассивное. Преобладающая система мышления (христианство) побуждала философов думать в этом направлении и либо отрицать существование материи (Беркли), либо представлять ее как случай проявления воли Божьей (Мальбранш).

Однако если предположить иерархические взаимоотношения между двумя природами, то неизбежен поиск Истинной Субстанции там, где одна природа стоит выше другой; и мы охотно пишем слово «Дух» с большой буквы. Дуализм дух/материя трансформируется в монизм Духа, опираясь на учение Платона, для которого мир чувств представал лишь тенью мира Идей, и на Плотина, считавшего, что мир и его история — смена реальностей, происходящая от Единого Духа. Реальности,

663

Роже Каратини

Анри Бергсон

Бергсон (1859-1941) был самым известным французским философом первой трети XX в.; его преподавание в Колледже де Франс вызвало в интеллектуальных кругах, где традиционно сохранялись умозрительные философские построения, увлечение философскими проблемами, изменившее социальный статус философа, которому в наибольшей степени 6у

664

происходящие от Единого Духа, сменяют друг друга, исчезают на мгновение и, наконец, возвращаются к Нему. В чисто онтологическом смысле этот спиритуализм, не обязательно постигаемый через внутреннюю жизнь, был спиритуализмом Спинозы и Лейбница (бесконечность монад объединяется Богом, создавшим наилучший мир из всех возможных миров). Он нашел самое яркое выражение в абсолютном идеализме Фихте, Шеллинга и Гегеля.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Классический спиритуализм:

  1. Спиритуализм Бергсона
  2. 2. СПИРИТУАЛИЗМ
  3. КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  4. Дефекты классической модели
  5. КЛАССИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
  6. Классическое определение Рк
  7. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
  8. Формализация классической модели и ее графическое изображение
  9. 4. Классическая социология начала XX в
  10. X. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. КЛАССИЧЕСКАЯ ДРАМА
  12. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД