Интенционалъностъ Я

Трансцендентальное описание эго не следует смешивать с психологическим исследованием. Последнее распространено по всей земле, рассматриваемое как существующее (следовательно, раньше эпохе); например, мы говорим: «Я вижу дом», «Я вспоминаю, что видел этот дом», «Я представляю себе дом»

Метафизика

и т.

д. Трансцендентальное размышление заключается не только в изложении моих восприятий и моих воспоминаний, но и в наблюдении за состоянием моего сознания; феноменологическое поведение (термин, который должен быть взят в точном значении) состоит в раздвоении Я на психическое Я, «заинтересованное миром», и Я — трансцендентальное, «незаинтересованный зритель».

Позже обнаружится то, что обобщенное сознание со своими особыми формами (восприятие, память и т. д.) нацелено на какую-либо вещь, на какое-либо намерение: любое состояние сознания, в себе самом, является сознанием какой-либо вещи. Воспринимать дом — означает «иметь в виду» какой-либо конкретный дом, соответственно форме восприятия; вспоминать какую-либо мелодию — означает «иметь в виду» определенную мелодию как воспоминание и т. д. Мои состояния сознания являются интенциональными (т. е. направленными-на), основным свойством сознания в качестве cogito является удержание предмета как мысли (его cogitatum, согласно терминологии Гуссерля) в самом сознании. Эта главная особенность сознания называется интенциональностыо. Определяя сознание как ин-тенциональность, мы ближе подходим к Бытию. Сознание неотделимо от того, сознанием чего оно является, cogito неотделимо от cogitatum (моя мысль неотделима от того, что мыслится). Мир, который мы понимали до феноменологической редукции как феномен, причем последний брали в скобки, воспринимается теперь как cogitatum: «Сознание этого мира всегда находится в единстве сознания», — писал Гуссерль.

Тогда основное описание сознания может быть сделано двумя способами: либо взяв в качестве объекта свойства cogito (восприятие, память и т. д.), в таком случае оно будет поэтическим; либо обращаясь к интенциональному объекту, к cogitatum, которое я рассматриваю как существующее или несуществующее, настоящее, прошлое или будущее и т. д., в таком случае оно будет ноэматическим. Впрочем, оба описания неотделимы друг от друга, поскольку любое свойство сознания (восприятие и т. д.) является «какой-либо вещью»; Гуссерль иллюстрирует этот пункт символическим примером восприятия куба, когда конкретный куб воспринимается как объективная единица, дополненная множеством разных видов

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Интенционалъностъ Я:

  1. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  2. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  3. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  4. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  5. 5.1. Содержание экономической оценки
  6. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  7. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  8. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  9. 4.1. О критерии решения экологических проблем
  10. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства
  11. 3.2. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблемы истощения. Основные пути предотвращения истощения природных ресурсов
  12. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории
  13. 3.4. Основные виды и направления природопользования
  14. 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  15. 3.1. Понятие «природных ресурсов». Основные виды ресурсов
  16. 2.2. Всеобщие принципы природопользования
  17. 2.3. Проблемы природопользования в условиях расширенного воспроизводства
  18. 2.4. Частные принципы природопользования
  19. 2.5. Модели управления природопользованием
  20. 2.6. Глобальное моделирование экологических исследований, его мировоззренческое и политическое значение