Задать вопрос юристу

Имматериализм Беркли

Философия Джорджа Беркли (1685—1753) неоднозначні как и его биография: по происхождению он англичанин, но кщ ландец по месту рождения (Килкенни) и по месту учебы (Ду1 лин); он был епископом англиканской церкви в Клойне.З епархии, где большинство населения — католики; он путешесі вовал по Франции, Италии, Сицилии, интересуясь археолог! ей; освободившись от материальных забот после получения нщ следства, он посещает американскую колонию и проживает! Род-Айленде (1728—1731), где изучает труды философов-неояЯ латоников и открывает целебные свойства водной настойЛ древесного дегтя (используемой как средство от легочных забі леваний), что послужит отправной точкой для его последцш философской работы («Сейрис, или Цепь философских размы$ лент и исследований относительно водного раствора дегтя і

356

Современная философия от Декарта до Ницше

357

ряда других тел»), опубликованной в 1744 г., после его смерти. Философская система Беркли сложилась очень рано (этот процесс можно проследить по его тетради для заметок, «Commonplace Book», которую он вел с 1702-го по 1710 г., будучи студентом колледжа св. Троицы Дублинского духовного университета); он ее излагает в «Трактате о началах человеческого знания» (1710 г. )ив написанном в духе Платона произведении «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (Гилас — сторонник материализма, а Филонус — спиритуалист, на что указывает этимология их имен). Другие его произведения свидетельствуют как о его достоинствах полемиста (он полемизировал с Артуром Коллинзом, приверженцем свободомыслия, написал несколько работ, проникнутых стремлением отвергнуть «разнузданность и безбожие»; Мальбранш умер именно во время слишком горячего спора с Беркли), так и о рвении, с каким он выполнял свой священнический долг (и о его желании примириться с католиками). Особняком стоит его «Опыт новой теории зрения» (1709 г.), послуживший поводом для полемики с физиками и математиками его времени, а также трактат о движении («De motu», 1721 г.), в котором он пытался опровергнуть физику Ньютона.

Отправной точкой философского учения Беркли является его понятие абстракции: все заблуждения, все трудности, с которыми сталкиваются философы, объясняются тем, что они считают ценными те абстрактные идеи, которые мы образуем в ; уме. А на самом деле мы можем иметь лишь сумму отдельных и ощущений или идей: когда мы говорим о «треугольнике», мы

¦ имеем в виду определенный треугольник, с такими-то углами, с Такой-то площадью поверхности, с определенным положением

if В пространстве и т. д.; «треугольник вообще» не может сущест-!, вовать в восприятии, это — всего лишь наименование (номина-V. Лизм Беркли) или, в крайнем случае, деятельность разума, уста-•¦ И а вливающего в уме отвлеченные общие идеи вместе с относящимися к ним названиями (концептуализм). Следовательно, "не существует такой реальности, которая соответствовала бы '|тсм отвлеченным идеям, которые мы образуем. " Выводом из этой критики абстрактных идей (которая у Беркли распространяется и на научные понятия), является им-

¦ материализм. В качестве отвлеченной идеи материя не сущест-• »ует; у нас нет и не может быть никакого представления, ника

Роже Каротини

358

ї

кого чувственного восприятия материи как таковой. То, что мы называем ощущаемым предметом, не имеет реального существования: те воспринимаемые качества, которые мы ему приписываем (форма, цвет, твердость, или мягкость и т. д.), находят-1 ся не в нем, а в нас (если бы все люди были лишены органа зрения, не было бы ни формы, ни цвета: например, «красный» цвет находится в глазу того, кто его видит, а не в предмете, которому его приписывают).

Вторичные качества критиковал еще Декарт (вспомним его кусок воска). Но Беркли идет дальше Де-; карта: первичные качества (протяженность и движение), которые Декарт не отрицал, считая единственными достоверными качествами телесного субстрата объекта, Беркли называет абстрактными идеями, то есть субъективными и не соответствую'-1 щими никакой реальности, которые, разумеется, не могут быть] копиями или подобиями реальных вещей. Беркли так отвергает! бытие материи: вещь — это не более чем совокупность пред-1 ставлений, объединяемых единым мнением; «быть» — это зна-| чит быть воспринятым (по-латыни: esse est регсірі). |

Таким образом, чувственный мир сводится к комбинации! ощущений, являясь чем-то вроде организованной иллюзии,' Однако мы ежеминутно констатируем, что эти комбинаций-ощущений от нас не зависят: они вкладываются в наше созна-; ние, образуют сумму отдельных ощущений, кажутся нам при-? ятными или неприятными, независимо от нашей воли. Следо-} вательно, их надо связать с какой-то причиной, которая нахо-;, дится вне нас; поскольку материя не существует, остаетсяj предположить, что наши восприятия производит Дух, во всем! нас превосходящий, то есть Бог: Бог, вездесущий вечный Дух,| создавая Свою сумму восприятий, создает мир (восприятий),! который и я, в свою очередь, воспринимаю. «Быть» означает в, данном случае «воспринимать». Бог, Активный Воспринимаю-1 щий Субъект, является беспредельно свободным, и Его созна-і; ние не подчиняется никакой необходимости. Но, поскольку Он; бесконечно добр, всеблаг, то Он выстроил ряд Своих восприятий по определенным законам, чтобы мы могли их плодотворно использовать, когда они станут нашими восприятиями; на основании опыта, наш ум может выработать нечто вроде общей идеи отдельной вещи, но не общую идею материи.

Таков субъективный идеализм Беркли («субъективный идеализм» означает учение, отрицающее существование какой-либо

Современная философия от Декарта до Ницше

359

реальности вне и независимо от нашего сознания; он появляется в конце XVII в. в философии Лейбница, который противопоставляет его материализму, и используется Вольфом — учителем Канта — для характеристики учения Беркли; сам Беркли называл свое учение имматериализмом). В своей последней работе — « Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований относительно достоинств водного раствора дегтя и ряда других тел, связанных друг с другом и порождающих одна другую» — Беркли старается с каким-то экстатическим восторгом доказать, что все философы начиная с Платона одинаково трактуют проблему материального мира. В 1740 г. в Ирландии началась эпидемия, которая позволила Беркли на практике проверить чудодейственные свойства водного раствора дегтя, полученного из сосновой смолы, который он считал средством от всех болезней, настоящей панацеей. Чтобы выявить целебные свойства настойки дегтя, он уходит в изучение растительного мира и открывает, что воздух — это «питомник всех жизненно важных элементов». Далее он переходит к метафизическим умозрительным построениям относительно Эфира, Животворного Духа Вселенной, который наличествует в растворе древесного дегтя, и к мировому активно действующему божественному духу, пронизывающему весь материальный мир, чтобы принести ему благо. Затем он разрабатывает теорию Эфира, сходную с учением иллюминатов и основанную на возможности получения знаний сверхчувственным путем: тут уже прослеживаются элементы неоплатонизма и мистики, и Беркли завершает свои размышления выводом о том, что если опыт других философов, в том числе и Платона, не противоречит его собственному, то это, вероятнее всего, свидетельство того, что все они приобщились к Великой тайне.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Имматериализм Беркли:

  1. Давид Юм
  2. Глава III СТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. Алырред Кребер: культурный паттерн и сверхорганика
  4. Организация духовной жизни в XVII веке
  5. Классический спиритуализм
  6. МАРКСИЗМ И ИСКУССТВО
  7. Расшифровка языка «экран-сигнал»
  8. КОНТРКРИТИКА ИРВИНГА ГОФМАНА
  9. § 2. ПАРАДОКСЫ АНТИЧНОГО АТЕИЗМА
  10. С XVII по XVIII столетие
  11. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  12. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  13. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  14. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  15. 5.1. Содержание экономической оценки
  16. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  17. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  18. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС