Задать вопрос юристу

Главная идея философии Гегеля

Учение Гегеля — это попытка систематического объяснения Вселенной и ее истории. Такую же грандиозную задачу ставил перед собой Кант, но он подошел к ее решению с помощью формального метода: Вселенная для Канта — это совокупность непосредственных чувственных впечатлений, и я ее познаю, применяя к ним априорные формы, так называемые категории: объяснить, по Канту, — это значит упорядочить хаотичную реальность, находящуюся вне меня, то есть рассудок привносит законы в природу.

Подход Гегеля совсем иной: речь не идет о противопоставлении природы и разума, материального мира и мышления, Бытия и Понятия как пар логических терминов, отчужденных друг от друга, но о том, чтобы считать основным продуктом бессознательной деятельности воображения тождество бытия и мышления. Рациональное определение Бытия, в котором и состоит систематическое объяснение материального мира, осуществляется через способность Духа, развернув свои потенции, актуализироваться в Природе, а затем вернуться к самосознанию в мире мыслящих (а потому свободных) существ. Духом (Geist) Гегель называет мышление, идентичное чувственно-данным вещам: поэтому учение Гегеля представляет собой объективный идеализм.

Гегель заимствует у Аристотеля понятие о Боге как Мировом Разуме, который мыслит сам себя и запределен космосу; при этом он сохраняет опыт в качестве типа всеобщего познания, наподобие картезианского «Я мыслю», в котором мыслью тождественна своему объекту. Это тождество достигается только при условии опоры на полярные понятия, иначе говоря, взаимоисключающие и одновременно взаимопредполагающие понятия: истина, например, является отсутствием ошибки, но она известна как истина только потому, что сталкивалась с ошибкой и преодолела ее, подобно тому как Декарт должен

394

Современная философия от Декарта до Ницше

395

пройти через сомнение, чтобы понять истину. Точно так же нравственность человека стала возможной лишь из-за предварительного совершения Первородного Греха, который вывел Адама и Еву из состояния невинности.

Вот почему бесконечный Дух имеет смысл лишь в противопоставлении с Природой, конечной и имеющей границы. Но это противопоставление не носит дуалистического характера: Дух не является сначала Мировым Духом, а затем Природой. Он является динамическим отношением, напряжением, со взаимосвязью и взаимопереходом от одного определения к другому. Монизм Гегеля заключается не только в утверждении тождества мышления и бытия, но и в утверждении существования единого и вечного процесса самопознания Мирового Духа в качестве Духа. Этот процесс, названный диалектическим, проходит в три этапа, во время которых Дух заявляет о себе (тезис), превращается в ничто (антитезис) и возвращается к себе, проходя этап становления (синтез):

— тезис: бытие пребывает в себе (Дух познает себя в Мысли).

— антитезис: реальный мир превращается в свою противоположность, в инобытие, в отчужденное от себя состояние (Дух познает себя через Природу, которая является его проявлением);

— синтез: действительность, достигнув этапа развитого миропорядка, осознает себя как Творца, одновременно пребывая в себе и для себя (Дух познает себя посредством множества конечных духов — посредством человека, — являющихся творцами духовного богатства, развитого историей, и, освоив все то богатство образов, которые до того были заключены внутри Духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нем состояния, духовное развитие индивида становится тождественным Абсолюту в искусстве, религии и философии).

Сделаем важное замечание: на первый взгляд великие произведения Гегеля, такие, как «Феноменология Духа», кажутся очень трудными для чтения: в действительности же трудность заключается в большей степени в лексике (а иногда и в стиле), чем в содержании. Как только основополагающие идеи усвоены, а словарь основательно понят, окажется, что самая насыщенная смыслом фраза Гегеля означает в конечном счете лишь то, что в ней сказано, без всяких подтекстов, и, возможно, именно в этом и заключается то колдовское очарование, которое эти тексты оказывают на вас при углубленном чтении.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Главная идея философии Гегеля:

  1. 5. Из учения Гегеля о развитии Мирового Духа, Абсолютного Разума, проистекала идея стадиального становления индивидуальности
  2. 17. И снова Гегель
  3. 1. Педагогический стаж Гегеля около 27 лет
  4. Глава 12. ГЕГЕЛЬ И НОВЫЙ ПЛЕМЕННОЙ ДУХ
  5. 2. ГЕГЕЛЬ И ГЕГЕЛЬЯНСТВО
  6. 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. 2. Педагогическая практика Гегеля соотносится с его оригинальной и подробно разработанной теорией образования личности, т.е. ее становления и развития
  8. под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие, 2011
  9. Дух и идея русской культуры
  10. VI. Философия духа и философия культуры
  11. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  12. Идея всемирной монархии
  13. Глава VI. Педагогика Запада в поисках своих оснований 1. Гегель как практик и теоретик образования
  14. ИДЕЯ МОНАРХИИ
  15. Идея первых дней месяца
  16. 4. Идея метода
  17. 1.1. БИЗНЕС-ИДЕЯ И МИССИЯ КОМПАНИИ
  18. Идея самопознания и самоопределения