Задать вопрос юристу
 <<
>>

Гегельянство

Последователей Гегеля можно разделить на две категории: на тех, кто продолжал развивать его систему как рациональную форму богословия, их называют консерваторами, или течением правогегельянцев; и на тех, кто в этой системе подвергал критике религиозные мотивы, но с использованием диалектического метода, их называют младогегельянцами.

Последние образовали либеральную оппозицию в Пруссии, на них вскоре обратили внимание не только из-за их работ, но и из-за газет, которые они издавали, а также из-за бурных собраний, которые они проводили в берлинских кабачках (в частности, в Weinstube, который содержал Гиппель).

Первым, кто привлек к себе внимание, был Давид Штраус (1808—1874); он возобновил изучение религии вместе с интерпретаторами из Тюбингенской школы; он доказывал в «Жизни Иисуса» (1835 г.), что период эры христианства происходил не по диалектической схеме Гегеля (решение проблемы несчастного сознания), но в ходе совсем иного идеологического развития. Фейербах (1804—1872) пошел дальше Штрауса в своей

Роже Каратини

критике религии («Сущность христианства», 1841 г.), противопоставив религиозное миропонимание философскому как взаимоисключающие; все религии, по его мнению, коренятся в «природе человека» и условиях его жизни («Чтобы найти Бога в природе, надо было предварительно туда Его поместить»).

Младогегельянцы сгруппировались в основном вокруг Бруно Бауэра (а позднее вокруг его брата, Эдгара). Как и Штраус, Б. Бауэр (1809—1882) как историк, боролся с религией; он полагал, что критика гегельянства и прусского абсолютизма должна начинаться с критики религии Откровения, и даже опубликовал памфлет (с одобрения Карла Маркса), в котором делает вид, что нападает на гегельянство, обвиняя его в том, что его учение ведет к безбожию (1841 г.). В дальнейшем Бруно Бауэр перестал заниматься философией жизни, посвятив себя изучению умственной деятельности «критических личностей». Эта критика в рамках теологической школы не ставила целью ни объяснять мир (как предыдущие философские учения, включая гегельянство), ни его перестроить (как того желал Маркс), но старается прояснить его историческое положение: эта позиция перекликается с иронией Кьеркегора и нашла положительный отклик у Ницше. Бруно Бауэр был также неутомимым организатором: он был вдохновителем кружка младогегельянцев и близкого к нему по духу «Кружка докторов», организованного еще в 1837 г. в Бонне, который он превратил в 1842 г. в «Кружок свободных людей» (Freien).

Члены Берлинского кружка Freien в сороковые годы XIX в. больше шумели, чем делали дело (по крайней мере, в этот период); кабачок Гиппеля посещался журналистами оппозиционного толка, младогегельянцами, шумными студентами, эмансипированными молодыми женщинами; там можно было встретить братьев Бауэр, Энгельса (который проходит тогда военную службу в Берлине), Макса Штирнера (чье настоящее имя Иоганн Каспар Шмидт, 1806—1856), теоретика анархизма (см. книгу II, гл. VIII), и некоторых других, кто уничтожал (на словах, потому что цензура не спит) существующий строй, философию гегельянства и буржуазную мораль Пруссии того времени. Карл Маркс какое-то время посещал этих буйных молодых людей, но уже тогда относился к ним с некоторым недоверием; все же он принимает к напечатанию статьи некоторых

408

Современная философия от Декарта до Ницше

409

младогегельянцев (Бауэра, Штирнера и др.) в «Рейнской газете», редактором которой он был в 1842—1843 гг.

Начиная с 1844 г. первые немецкие социалисты порывают с ортодоксальным гегельянством и с младогегельянством. Летом 1844 г. Маркс и Энгельс встречаются в Париже, где выходила газета Vorwarts, орган немецких социалистов (в которой сотрудничали социалисты, а также немецкие писатели — эмигранты и либералы). Они приходят к общему выводу о том, что беспорядочная критика младогегельянцев изжила себя, и решают публично порвать с ними. Их замысел был осуществлен в рукописи «Немецкая идеология», направленной против идеализма младогегельянства (конкретно — против Фейербаха, Бруно Бауэра, Макса Штирнера и тех, кто именовал себя «истинными социалистами»: Карла Грюна и Г. Кульмана).

Распространение гегельянства за пределами Германии шло относительно медленно. Во Франции сочинения Гегеля издавал Виктор Кузен (встретившийся с Гегелем во время своих поездок в Германию и посещений Гегелем Парижа); в Италии сложилась школа неаполитанского гегельянства, к которой примкнули либеральные круги и сторонники государственного единства, политической централизации (Б. Спавента, 1817—1883 гг.), но первым настоящим комментатором Гегеля в Италии был, хотя и с некоторым запозданием, Бенедетто Кроче (1866—1952); и, наконец, в Великобритании пришлось ждать Дж. Стерлинга («Тайна Гегеля», 1865 г.), чтобы английские мыслители впервые познакомились с философией Гегеля: их прагматизм был весьма далек от интересов Гегеля (неогегельянство в Англии появляется лишь в начале XX в. после выхода в свет работ таких авторов, как Ф.Г. Брэдли (1946—1924).

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Гегельянство:

  1. 2. ГЕГЕЛЬ И ГЕГЕЛЬЯНСТВО
  2. Глава 11. АРИСТОТЕЛЕВСКИЕ КОРНИ ГЕГЕЛЬЯНСТВА
  3. Глава 13. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ МАРКСА
  4. Ценность морали и ценность истины
  5. Рассвет Заратустры
  6. 5. ФИЛОСОФИЯ НА ПОРОГЕ XX СТОЛЕТИЯ
  7. 5.4. Стоимость воспроизводства и плата за природные ресурсы
  8. 5.3. Сравнительная экономическая оценка природных ресурсов
  9. 5.2. Абсолютная и экономическая оценки
  10. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
  11. 5.1. Содержание экономической оценки
  12. 4.3. Основные направления научно-технического прогресса и их влияние на охрану окружающей среды и рациональное природопользование
  13. 4.2. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды
  14. 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
  15. 4.1. О критерии решения экологических проблем
  16. 3.5. Сочетание требования экологизации производственных процессов с требованиями экономического роста отраслей народного хозяйства
  17. 3.2. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблемы истощения. Основные пути предотвращения истощения природных ресурсов
  18. 3.3. Основные признаки естественных ресурсов, их классификация, как экономической категории