Задать вопрос юристу

Философия в XVII и XVIII веках

В XVII в. в русле идей Декарта (1596—1650 гг.) в философии и естествознании сформировалось направление, называемое картезианством, которое получило особенное распространение во Франции и в Голландии.

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции — к материалистическому монизму (Спиноза, 1632—1677) и к идеалистическому окказионализму (Мальбранш, 1638—1715). Идею Мальбранша разделяют: отец Томассен (1619—1695), отец Бернар Лами (1640—1715), преподобный отец Андре (1675—1764), аббат Тер-рассон (1670—1750) и аббат де Линьяк (1710—1762); следует также назвать англичанина Джона Норриса (1677—1711) и итальянца Паоло Маттео Дориа (1662—1746). Два видных ученика Спинозы — это Ван Ленхоф (1647—1712) и Ван Хаттем (1641—1706). Во Франции было много тех, кого называют малыми картезианцами: Роо (1620—1675), Сильвен Режи (1632—1665), Жерар де Кордемуа (1628—1684), Луи де Лафорж и Антуан Легран — это самые известные. В Голландии таковыми можно назвать: Гелиника (1624—1669), Даниеля Липсторпа, Жана де Рея, Христофа Виттиха Беккера; не следует забывать и немцев, как, например, И. Клауберга (1622—1655), сэра Кене-льи Дигби (1603—1655), Микель-Анджело Фарделла.

Одновременно в Англии властителем умов был Джон Локк (1632—1704); христианскую теологию развивали кембриджские платоники: Джон Смит (1616—1652), Ралф Кедфорт (1617-1688), Генри Мор (1614-1687), А.Шефтсбери (1671— 1713) и теоретик естественной религии, Сэмюэль Кларк (1675—1729). Концепция свободы воли представлена Дж. То-ландом (1670—1722) и АКоллинзом (1676—1729).

В первой половине XVIII в. обозначились три основных течения, а именно: натуральная философия (предтеча: Ньютон), философия познания, породившая ассоциативную психологию (предвестник: Локк) и общественно-политическое течение в философии. Религиозное мировоззрение, получившее распространение в Англии — это деизм и естественная религия:

290

Современная философия от Декарта до Ницше

М. Тиндаль (1656—1733), Томас Вулстон (1669—1731), Уильям Уорбертон (1698-1779) и Джозеф Батлер (1692-1752). Материализм и рационализм представлены такими именами: Дидро (1713—1784) и энциклопедисты Жюльен Оффре де Ламетри (1709-1751), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Клод Адриан Гельвеций (1715—1771), Пьер Луи Моро де Мопертюй (1698—1759), Руджер Иосиф Боскович (1711—1787) и Мазес Мендельсон (1729—1786). Работа Локка «Опыт о человеческом разумении» кладет начало философии эмпиризма; представителями этого течения являются Беркли (1685—1753) и агностик Юм (1711—1776); к ним можно присоединить и Артура Коллье (1680—1732) и Дейвида Гартли (1705—1776); сенсуалистическая теория познания Кондильяка (1714—1780) и хитроумные рассуждения Вовнарга (1715—1747) принадлежат к тому же течению.

Что касается социологии, то ее самыми крупными представителями в то время являются неаполитанец Джамбаттиста Вико (1668—1744), один из основоположников историзма, написавший «Основания новой науки об общей природе наций» Монтескье (1689-1755) и Жан-Жак Руссо (1712-1778).

Переход к XIX веку идет по двум направлениям: одни мыслители продолжают развивать рационализм, другие отдают предпочтение ощущению и сознанию перед разумом и опытом. Рационалисты разделяют идеи Лейбница, как, например, Христиан Вольф (1679—1754), первые экономисты современности (Кенэ, Адам Смит, Кондорсе) и предтеча психологии Томас Рид (1710—1796), изучавший способности восприятия. Другие философы уже ищут иной метод познания; в основном это те, кто исследует этические и эстетические темы, например Хатче-сон (1694—1747) и Мандевиль (1670—1733), предшественник романтизма (Лессинг, Гердер, Гете), и те, что избрали мистический путь религиозного провиденциализма, божественного озарения и/или масонства: Жозеф Мари де Местр (1753—1821), Месмер (1734—1815), Ретиф де ла Бретонн (1734—1806), Фабр Д'Оливе (1768—1825), «неизвестный философ» Сен-Мартен (1743-1803) и т.д.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Философия в XVII и XVIII веках:

  1. В XVIII-XX ВЕКАХ
  2. Поляризация характеров полов в XVIII - XIX веках
  3. С XVII по XVIII столетие
  4. § 1. Хозяйственные занятия служилых татар в конце XVI - XVII веках
  5. Глава 5. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XVI-XVII ВЕКАХ
  6. Главные моменты в истории Южной и Западной Руси в XVIXVII веках
  7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XVII - XVIII веков
  8. Основные характерные черты философии XVIII века
  9. ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XVII-XVIII ВЕКОВ
  10. Розвиток культури в Україні у другій половині XVII-XVIII
  11. 1. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XVII ВЕКЕ
  12. РУССКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII И В XVIII ВЕКЕ
  13. РУССКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ КАЗАХСТАНА, СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАВКАЗА (КОНЕЦ XVII-XVIII ВЕК)