Задать вопрос юристу

1. ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI век

В X в. философия оказалась в жалком состоянии. После Иоанна Скота Эриутены (810—877), жившего при блестящем дворе Карла Лысого, где высоко ценили ученость, она не знала блестящих имен. Но в начале XI в.

философия снова начинает играть заметную роль в жизни общества. В это время, в частности во Франции и в Италии, во многих школах традиционными и даже обязательными стали тривия (науки) и квадривия (словесность), переданные средневековой практике Боэцием. Теперь в этих школах можно было встретить и мирян. Новое поколение преподавателей и студентов с восторгом изучает софистику, диалектику, силлогистику. Так называемые диалектики — Ансельм из Безата и Беренгар из Тура — даже осмеливаются провозглашать превосходство формальной логики над откровениями веры. Основное произведение Ансельма носит название «Ше^птасШа», что можно перевести «Искусство вести риторический спор», и это название говорит само за себя; а Беренгар Турский, ученик Фульбера, основателя Шартрской школы, без колебаний применял теорию формы и материи (перипатетическая школа) к Святому причастию! Но богословы не дремлют и сурово осуждают такие перегибы в духе Аристотеля: они допускают, что не запрещено интересоваться диалектикой, но нельзя применять ее к догматам веры и к Священному Писанию. Таков смысл критики со стороны Отло из Сент-Эммерама (германский теолог, 1010—1070 гг.), Манегольда из Лаутенбаха (ок. 1080) и особенно святого Петра Дамиани (1007—1072), ко

232

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

233

торый видит в философии дьявольское изобретение, причем испорченность начинается с грамматики (ведь латинская грамматика предлагает склонять Беш во множественном числе, забывая об основном положении монотеизма!). Широко известно выражение Дамиани, гласящее, что философия всего лишь служанка религии, которой она должна смиренно подчиняться: божественное превосходство исключает даже самую мысль о применении к Богу законов человеческой логики; философия — это очередной «золотой телец», которому поклоняются «язычники».

Однако современник Дамиани, Ланфранк (1005—1089), аббат из Нормандии, а затем архиепископ Кентерберийский, относится к философии более терпимо, если, разумеется, она склонится перед верой; ту же позицию займет его преемник на посту архиепископа, святой Ансельм Кентерберийский.

Совсем другими проблемами занимались Росцеллин из Компьеня (ок. 1050—1120), бывший учитель Абеляра и основатель направления в средневековой философии, номинализма (отрицающего реальное существование общих понятий, считая их лишь именами), и святой Ансельм Кентерберийский (1033—1109), родившийся в Аосте в Италии, приор, затем настоятель монастыря бенедектинцев в г. Бек, в Нормандии, ставший в 1093 г. архиепископом Кентерберийским. Этот известный теолог был также крупным философом. Разумеется, будучи теологом, он провозглашает приоритет Божественного откровения, но считает допустимым использование рассудочных выводов. Он считает, что после завершения работы над догматическими основами церковной доктрины следует попытаться понять, во что именно мы верим. Конечно, недопустимо подменять веру разумом (так, разумом невозможно понять тайну Троицы), но это не означает, что разум ни на что не пригоден. Напротив, если разум использовать надлежащим образом, осознавая границы его применения, то его могущество приблизит нас к Богу, давшему человеку веру. Самым примечательным примером такого понимания разума является известное онтологическое доказательство существования Бога, к которому мы еще вернемся.

Наконец, к списку философов XI в. добавим имя Ансельма Ланского (умер в 1117 г.), который создал новый вид литерату

Роже Каратини

ры — объемные сборники избранных текстов Отцов Церкви, подобранных по темам. «Книга изречений» Ансельма стала образцом, усовершенствованием которого займутся богословы следующих веков, обогащая тексты комментариями. Когда материала в этих сборниках будет очень много, пойдет речь о «суммах теологии»: своего расцвета этот вид литературы достигнет в XIII веке.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме 1. ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XI век:

  1. Страны Западной Европы
  2. 2.1.3. Страны Западной Европы
  3. ГЛАВА 3 ВТОРЖЕНИЕ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК В СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
  4. Степанянц М.Т. (ред.). Философия и религия на зарубежном Востоке: XX век, 1985
  5. XVIII век: Царская Европа на севере
  6. XIX век: Царская Европа на Востоке
  7. РУМЫНСКИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК НА ОБЩЕМ ФОНЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
  8. Каменный век в стране пирамид
  9. Философия средневековой Европы
  10. От Западной Европы — к Европейскому союзу
  11. 9.1. Какова роль США и Западной Европы в истории XX в.?
  12. Вопрос 38. Средневековая культура Западной Европы
  13. ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА
  14. 4 Волна слияний в Западной Европе
  15. Западная Европа в XII в.
  16. Путешествие Мануила II по Западной Европе
  17. Философия в арабских странах