Задать вопрос юристу

5. ФИЛОСОФИЯ НА ПОРОГЕ XX СТОЛЕТИЯ

После того как гегельянство распалось на несколько течений, а в дальнейшем развитии вышло за пределы собственно гегелевской школы, что произошло быстро, за жизнь одного

420

Современная философия от Декарта до Ницше

421

поколения, после угасания идейно-художественного направления в духовной культуре под названием романтизм, философия, кажется, окончательно отказалась от абсолютного, полного объяснения действительности, познания, человека: Дух (Geist) Гегеля, Воля к жизни Шопенгауэра, Человечество Огю-ста Конта больше не очаровывают мыслителей. Теперь поклоняются новому идолу, Науке (это, разумеется, относится к Европе). Не той формализованной науке, которая разработана в учении Канта, не той диалектической науке, о которой писал Гегель, не даже — за исключением некоторых фанатичных последователей Огюста Конта — той науке, которая была так тщательно классифицирована позитивизмом, но экспериментальной науке, которая ведет наблюдение, классифицирует, измеряет, соединяет явления цепочками, звенья которых становятся все более и более тонкими, изобретает модели, чтобы осознать научные законы. И тогда как философия в области гуманитарных наук терпит крах самым жалким образом, эта наука, не располагающая собственной философской системой, понемногу осваивает свой объект — природу материи. Материя больше не является простым бытием, имеющим протяженность и находящимся в движении; она способна излучать или поглощать энергию — тепло, свет, электричество, а почти точные законы этой всеобщей энергетики, законы, в которых очень мало от «философии», позволяют изменить условия жизни человека в такой степени, в какой это не удавалось сделать ни одному философскому учению.

Мыслители, работавшие в конце XIX в., отказываются от своих фантазий и амбиций, по крайней мере, когда речь идет о реальном мире. Они прекращают погоню за Абсолютом, который им недоступен, и переходят к проблемам рассудка, который занимается наукой, чьи логические законы они пытаются познать. Многие из них являются математиками, и их логические построения произведут потрясения не только в математике (Дедекинд и Кантор, творцы теории множеств), но и в различных областях науки XIX в.: именно в это время Джордж Буль (1815—1864) разрабатывает и создает математическую логику и алгебру логики, которая носит его имя, а Готлоб Фреге (1848—1925), помимо своего фундаментального труда по логической семантике, вышедшего в 1879 г., строит первую систему

Роже Каротини

формализованной арифметики; именно тогда Джузеппе Пеано (1858—1932) и его сотрудники из Турина разрабатывают формальный аппарат математической лингвистики; все вместе они подготовили почву для значительных успехов в области познания, прорывов, которые будут сделаны в XX в. (в частности, работы Венского кружка и работы Людвига Витгенштейна). Эти вопросы мы рассмотрим в книге II, части первой.

Наряду с работами логиков, мы видим обновление кантианства (неокритицизм Шарля Ренувье, Гельмгольца, который был прежде всего физиком, а уж потом философом, Алоиза Риля, автора книги, реабилитирующей «Критику чистого разума»), попытки французского ученого Антуана Курно (1801— 1877) создать математическую школу политэкономии, развитие церковных догматов (английский теолог Ньюмен), эволюцию позитивизма во Франции — позитивизм, окрашенный спиритуализмом Равессона-Мольена, Ж. Лашелье, Э. Бугру, — и первые шаги «научной» экспериментальной психологии, создание психофизики, психофизиологии (В. Вундт, Э.Г. Вебер, ГТ. Фехнер).

Все эти открытия — полезные, но холодные, лишенные самобытности (если не считать Курно), без настоящего огонька, особенно если сравнить их с работами — плохо понятыми в свое время — логиков, о которых говорилось выше. В моде великолепные, блестящие натурфилософы, часто являющиеся биологами в широком смысле слова: трансформизм Ж.Б. Ламарка (1744-1829) и Чарлза Дарвина (1809-1882), книга последнего «Происхождение видов путем естественного отбора» написана в 1859 г., механистическое учение о всеобщей эволюции Герберта Спенсера (1820—1903), позитивизм Литтре, освобожденный от фантастического культа Единого Человечества (1801—1881), труды Ледантека (1869—1917), итальянца Адриго (1828—1920) и англичан Клиффорда и Г.Н. Льюиса разбудили множество страстей, которые сегодня кажутся нам старомодными. К тому же вызывает удивление, когда делаешь обзор имен «властителей душ» того времени, насколько ошибались современники в их оценке: если Шопенгауэр и Ницше по справедливости занимают умы в конце XIX в. (хотя корнями они уходят в послегегелевскую пору), то сегодня с трудом можно понять тот успех, которым пользовались Спенсер и Геккель, особенно если сравнить его с полным

422

Современная философия от Декарта до Ницше

Критицизм и неокантианство

Во Франции

Ш. Ренувье (1815-1903); В. Брошар (1848-1907); Л (1848-1917).

В Германии

О. Либман (1840-1912); Гельмгольц (1821-1894); Ф.А (1828-1875); Алоиз Риль (1844-1924).

. Лиар

. Ланге 423

невниманием к таким важным трудам, как, например, работы логика Фреге.

И наконец, в завершение этого краткого обзора хочется вспомнить имена французских философов, которые оказали влияние не только на свое поколение, но и на поколение людей, живших в начале XX в.: Ренан (1823—1892), самыми крупными произведениями которого являются «Будущее науки» (1890 г.) и «Жизнь Иисуса» (1863 г.); Ипполит Тэн (1828—1895), который оказал сильное влияние на преподавателей французской литературы своими «Критическими опытами» и чье учение изложено в его трактате «Обуме и познании» (1870 г.); Жюль Ланье (1851—1894), ученик позитивиста спиритуалиста Ж. Лаше-лье и учитель Алена (настоящее имя последнего Эмиль Шар-тье, 1868—1951 гг.; спиритуалист и гуманист, учитель многих французских профессоров, преподавателей философии, работавший еще до Второй мировой войны); Жозеф Артюр де Гоби-но (1816—1882), получивший печальную известность как основоположник расизма после написания обобщающего труда «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853—1855); Мари-Жан Гийо (1854—1888), автор «Наброска нравственного закона без всяких обязательств и без наказания» (1884 г.).

В нижеприведенной таблице повторяются имена выдающихся мыслителей этого периода. Мы добавили еще несколько имен, связанных скорее с XX в., таких, как Бергсон, Гуссерль, представители английского реализма, о которых мы будем говорить в следующей главе.

ФИЛОСОФИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

Роже Каратини

Неокантианство и релятивизм

Марбургская школа

Г. Коген (1842-1918); П. Наторп (1854-1924); Э. Кассирер (1874-1945); А. Либерт ( 1878-1946); Р. Штаммлер (1856-1938).

Баденская (ИЛИ Фрейбургская) школа

В. Виндельбанд (1848-1915); Г. Риккерт (1863-1936); Э. Трёльч (1865-1923); Г. Мюнстерберг (1863-1916).

Релятивисты

Г. Зиммель (1858-1918); О. Шпенглер (1836-1936); Г. Кайзерлинг (1880-1946); Л. Клагес (1872-1956).

Итальянский позитивизм

К. Кантони (1840-1906). В Дании

Харальд Хёфдинг (Гефдинг, 1843-1931 ). Научный критицизм

А. Лаланд (1867-1963), Э. Гобло (1858-1935); А. Пуанкаре (1854-1912); Пьер Дюэм (1861-1916); Г. Мило (1858-1918), а также Эддингтон (1882-1944); Абель Рей (1873-1940); А. Берр (1863-1954); Э. Мейерсон ( 1859-1933).

Метафизика и спиритуализм

? Германии

Г.Т. Фехнер (1801 -1887); Эрнст Генрих Вебер ( 1795-1878); Г. Лотце (1817-1881 ); A.A. Спир (Шпир, 1837-1890); Э. Гартман (1842-1906); Фридрих Ницше ( 1844-1900).

Во Франции

Жюль Симон (1814-1896); Поль Жане (1823-1899); Равессон (1813-1900); Ж. Лашелье (1832-1918); Э. Бутру (1845-1921);

424

Вне школ

Антуан Огюстен Курно (1801-1877).

Современная философия от Декарта до Ницше

Прагматизм, идеализм и реализм

Идеализм

В Англии и США: Дж. Стирлинг (1820-1909); Томас Грин (1836-1882); Брэдли (1846-1924); Б. Бозанкет (1848-1923); Дж. Ройс (1855-1916); Ж.Б. Байе (1872-1940): Мак-Таггарт( 1866-1925); Сор-ли (1855-1935); Хинтон (1822-1875); Уорд (1843-1925).

В Италии: Спавента (1817-1883); Бенедетто Кроне (1866-1952); Дж. Джентиле (1875-1944).

Идеализм синтетический: О. Гамелен (1856-1907).

В Германии: Зигфрид Марк (1889-1957).

Прагматизм и философия действия В Англии, США и Германии

Ч.С. Пирс (1839); Уильям Джеймс (1842-1910); Дж. Дьюи (1859-1952); Ф.К.С. Шиллер (1864-1937).

Во Франции

Эд. Леруа (1870-1954); Морис Блондель (1861-1949); Жорж Со-рель (1847-1922).

Реализм и неореализм

Немецкий реализм: К.В. Штумпф (1848-1936); Христофор фон Зигварт (1830-1905); Фр. Брентано (1838-1917); Эд. Гуссерль (1859-1938); Макс Шелер (1874-1928); Николай Гартман (1882-1950); Йоханнес Ремке (1848-1930).

Англосаксонский реализм: Кэрр (1857-1931); Дикинсон (1732-1808); Дж. Э. Мур (1873-1958); Бертран Рассел (1872-1970); С. Александер (1859-1938); Ходжсон (1832-1912); Р. Адамсон (1852-1902); Р.Б. Перри (1876-1957); У. Т. Мервин; Дж. Сантаяна (1863-1952); Уайтхед (1861 -1947).

425

Ж. М. Гюйо (1854-1888); А. Бергсон (1859-1941); Леон Брюнсвик (1869-1944); А. Фулье (1838-1912); ШарльДюнан (1849-1918); Поль Сурьо (1852-1926); Жюль Лагно (1851 -1894); Ален (Ален Эмиль Шар-тье, 1868-1951); Луи Лавель (1883-19510; РенеЛеСенн (1882-1954); Д. Пароди (1870-1955).

Роже Каратшш

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме 5. ФИЛОСОФИЯ НА ПОРОГЕ XX СТОЛЕТИЯ:

  1. Порог влияния и усредняющие тенденции
  2. Гренландско-Исландско-Фарерский порог
  3. Порог Нового мира
  4. 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. в За порог неведомого
  6. АЛЕКСЕИ КСЕНДЗЮК. ПОРОГИ СНОВИДЕНИИ, 2005
  7. С XVII по XVIII столетие
  8. На пороге российской этнпспциплпгии
  9. ГЛАВА 27 На пороге XX века
  10. под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие, 2011
  11. 9.4.3. Факторный анализ изменения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации
  12. VI. Философия духа и философия культуры
  13. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  14. 9.21. Почему в 60—80-е гг. СССР оказался на пороге кризиса?
  15. 9.4.2. Способы определения порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости организации
  16. ГЛАВА 23 СТОЛЕТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ - ЗАРОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЙ
  17. § 2. Мусульмане-мишари в XVIII столетии
  18. 1. Искусство V столетия (475 - 400 гг. до н. э.)