Задать вопрос юристу

Философия еврейских мыслителей

Религия и философия еврейских мыслителей связаны, с одной стороны, с Библией, с другой стороны, с официальными комментариями к Библии. Основными среди них являются: Миш-на (Повторение), комментарии к закону Моисея, составленные в I—III вв.; Гемара, сборник комментариев к Мишне; Талмуд, основной свод правил иудаизма, объединяющий Мишну и Ге-мару (известны две его редакции: Талмуд иерусалимский, чья окончательная редакция относится к IV в., и Талмуд вавилонский, в восемь раз больший по объему, компиляция которого была завершена в конце V в.); Таргум (Переводы) и дополнения к устным традициям. В период 1-Х вв. на основе системы более или менее тайных доктрин, развившихся из текстов Библии и Талмуда, возникло множество научных сочинений (на древнееврейском раввинском письме или на арамейском языке), которые сложились в Каббалу (Kabbale, от древнееврейского qabbalah — традиция). Наиболее часто в каббалистической литературе встречаются темы сотворения мира, познания и созер

246

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

247

цания Божественной тайны, Божественного величия. Две основополагающие книги Каббалы — это Сефер Иецира («Книга творения») и Сефер ха Зогар («Книга сияния»). Каббала соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов. Каббалисты учили, что найти скрытый смысл этих символов можно, если для каждой буквы Библии найти соответствующее мистическое число и собрать и проанализировать все аллегории, содержащиеся в Ветхом Завете (особенно в «Книге Бытия», в «Книге Иезекииля» и в «Песне песней»): все элементы мироздания, все части человеческого тела и свойства души связаны с десятью первочислами, называемыми «Сефирот», и с 22 буквами еврейского алфавита. Авторы «Книги творения» неизвестны, но «Книга сияния» принадлежит, по-видимому, Моисею Леонскому (Моше де Леон, 1205—1305), который предпочел выдать себя за ее компилятора.

Начиная с IX—X в., наблюдается расцвет еврейской философии (угасшей со времен Филона Александрийского); это наблюдается в мусульманских, а не христианских странах, где евреев преследуют или отстраняют от интеллектуальной жизни. Авторы, которых мы назовем, обычно писали по-арабски, их произведения лишь позднее были переведены на еврейский или латинский языки. Первым среди них является Исаак Изра-эли (прим. 865—955), еврей из Египта, врач в Каире; это довольно посредственный компилятор, если верить Маймониду, тем не менее, схоласты XIII в. очень его ценили; отметим, в качестве философского анекдота, что в своей «Книге определений» он дает свое определение истины: это соответствие предмета его пониманию (adequatio rei et intellectus). Больший интерес представляет Саадия бен Иосиф из Фаюма (892—942), который занимался проблемой соотношения разума и веры, предвосхитив таким образом схоластов. Посде этих первых зачинателей еврейская философия продолжает развиваться на территории мусульманской Испании. Авицеброн (Соломон ибн Гебироль, ок. 1021—1058) — автор написанной на арабском языке книги «Источник жизни» (переведенный на латынь в середине XII в. Домиником Гульдисальви в Толедо, родился в Малаге). Авицеброн тяготел к космологии и неоплатонизму, стараясь соединить принцип творения Богом из ничего с идеей эманации,

Роже Каратини

248

пантеистической по своей сущности. Эти же темы будут волно- i вать философов Средневековья и эпохи Возрождения (напри- ! мер, Раймонда де Себонда, апологию которого напишет Мон-тень). Школа Кордовы представлена ибн Саддисом, который доказывал существование Бога космологическими доводами, а школа Толедо — ибн Даудом (1110—1180), который приходил к Богу путем Аристотеля, как к Перводвигателю. Столкнувшись с учением этих рационалистов, Иегуда Галеви (умерший в Иерусалиме в XII в.) призывает к возврату к библейской традиции: единственный истинный Бог — это Бог Авраама, а не Бог различных философов.

Самым крупным еврейским философом Средневековья является Моше бен Маймон, иначе Маймонид (1135—1204), родом из Кордовы, автор многих сочинений, в том числе «Путеводителя заблудших» (впрочем, это неудачный перевод названия, скорее оно звучит так: «Руководство сомневающихся», или «Путеводитель колеблющихся»). В этом знаменитом произведении, которое можно назвать еврейской энциклопедией богословия, Маймонид пытался осуществить синтез религии и философии (он не был первым; в Средние века этим занимались все философы религиозного направления, начиная с Отцов Церкви и до мыслителей эпохи Возрождения — и даже позже). С помощью философских умозрительных построений невозможно открыть Закон Моисея, но можно подтвердить его заповеди, считал Маймонид. Он осуществляет синтез умозрения и откровения с помощью теории сверхчувствительного озарения (конек арабской философии): Бог проявляется через Сверхчувственное озарение, воздействуя на среду разума и на силу воображения человека: с помощью одного разума эта божественная эманация рождает ученых, а с помощью разума плюс воображение — пророков, «необходимых для того, чтобы объединить людей в совершенное, идеальное общество».

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Философия еврейских мыслителей:

  1. 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  2. §286. Еврейские богословы и философы средних веков
  3. Еврейские патриархи
  4. М.Н. Болтаев. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель, ученый энциклопедист средневекового Востока, 2002
  5. 2.2. «Господа мыслители» и тоталитаризм в концепции А. Глюксмана
  6. §280. Последние и величайшие арабские мыслители Андалузии: Аверроэс и Ибн Араби
  7. Истоки еврейского завоевания
  8. Глава 15 ГИКСОСЫ И ЕВРЕЙСКИЕ ПАТРИАРХИ
  9. под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие, 2011
  10. VI. Философия духа и философия культуры
  11. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  12. Под редакцией Г. АЛЕКСАНДРОВА. Античная философия (Фрагменты и свидетельства), 1940
  13. Русская философия
  14. Арабоязычная философия
  15. Философия и религия Древнего Китая
  16. § 1. ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ