Задать вопрос юристу
 <<
>>

Философия эпохи Возрождения

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

273

Галилео Галилей (1564—1642) закладывает основы современной физики.

Николо Макиавелли (1469—1527), поэт, историк, стратег и политический мыслитель; наибольшую известность получило его произведение «Государь» (1514 г.), в котором он развивает идеи политического реализма, названные его именем (макиавеллизм).

Джером Кардано (1505—1571), математик (один из создателей алгебры, физик, а также философ); он изложил свою пантеистическую систему мысли в 1550 г. в трактате «О проницательности» («De subtilitate»). Его концепция жизненной силы, проявляющейся во всех вещах, будет воспринята Бернардино Телезио (1508—1588), автором учения об эмоциональной жизни, предвосхитившем «Трактат о страстях» Декарта.

Джордано Бруно (1548—1600), приговоренный Инквизицией к сожжению на костре, наверное, самый мощный ум своего времени. Он видит Вселенную, как совокупность всего сущего в единстве с безличным Божественным Абсолютом, Первопричиной, а с другой стороны, Действующей причиной, которую он отождествляет с Душой мира. Любое существо, каким бы оно ни было, является единичным элементом, монадой, воспроизводящей Единое начало бытия, Верховную монаду, то есть Бога и бесконечную Вселенную. Методом познания является опыт, контролируемый разумом; познание Вселенной — цель жизни философа. Наследие Бруно обширно; отметим «De infinito» («О бесконечности, Вселенной и мирах»), «De immenso» («О безмерном и неисчислимом»), «Sigillus» («Печать печатей»), «De causa» («О причине, начале и едином»). Бруно, философ-пантеист, развивал неоплатонические понятия, критиковал схоластический догматизм (хотя он и был доминиканцем) и доказал свое свободомыслие, оказав большое влияние на современную философию; Гегель назвал его одним из создателей современной философии. Он полемизировал с католической церковью и был обвинен в ереси в Риме в 1576 г., он полемизировал с кальвинистами в Женеве и был вынужден спасаться бегством; он полемизировал с перипатетиками в Париже и был вынужден тоже эмигрировать в более свободные страны: свои основные сочинения он опубликовал в лютеранской Германии. Затем он жил в Венеции, где посещал Галилея и ведущих авангардистов Венеции того времени, именно там тот патриций, который вы-

Роже Каротини

звал его в город дожей (Джованни Мочениго, принадлежавший к одной из самых знатных семей города), рассердившись на него за то, что Бруно отказался обучать его магии, совершил гнусный поступок — выдал его конгрегации священной канцелярии. Бруно пытали, но он не отрекся от своего учения и был сожжен на костре.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — уже не представитель эпохи Возрождения; это картезианец, который основывает свою философию на критике чувственного знания. Его основные сочинения: «Философия, доказанная ощущениями» (1591 г.), «Побежденный атеизм» (1605 г.), «Апология Галилея» (1616 г.), «О смысле вещей и о магии» (1620 г.), «Город Солнца» (1623 г.), «О царстве Божием» (1636 г.). Большинство его произведений написаны на итальянском языке, а не на латыни. Ход рассуждения Кампанеллы таков: чувства могут меня обмануть, я не могу быть уверен в существовании такого мира, каким они мне его представляют, тогда как я могу быть уверен в моем собственном существовании, благодаря внутреннему чувству (ср. картезианские сомнение и cogito); исходя из самодостоверности сознания, из уверенности, что я существую, Кампанелла доказывает существование внешнего мира и существование Бога, Организатора Вселенной. Кампанелла был также и политическим мыслителем; впрочем, он провел тридцать лет своей жизни в тюрьмах Неаполя как противник испанского владычества. В «Городе Солнца» он описывает общество философов, аналогичное обществу Платона, общество кассовое, преобразованное на основе общности имущества, характеризующееся отсутствием семьи, государственным воспитанием детей, расовой селекцией (евгеника) и т. д. Но, в отличие от Платона, Кампанелла доверяет управление этим идеальным городом папе, а не философам.

Лючилио Ванини (1585—1619), популяризатор идей Пом-понацци, — второй итальянский философ, павший жертвой непримиримости Инквизиции. Он поддержал положение натурфилософии и эпикурейцев, отрицал бессмертие души (хотя и был священником) и завершил свою карьеру философа бродягой в Тулузе, где, обвиненный в атеизме, он предстал перед церковным судом, который постановил отрезать ему язык и сжечь живым, что и было выполнено во славу Церкви.

Не забудем, что в Италии XV—XVI вв. зародилось широкое

274

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

275

и мощное научное движение, представителями которого были Леонардо да Винчи (1452—1519), Галилей и алгебраисты периода Возрождения (Бомбелли, Тарталья, Кардано, Феррари); эти последние открыли путь для элементарной алгебры, которую усовершенствовали Виет и Декарт; она сыграла не последнюю роль в теории познания.

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003 {original}

Еще по теме Философия эпохи Возрождения:

  1. Часть 2 Философия Средневековья и эпохи Возрождения
  2. § 6. ЭПИКУРЕИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  3. Вопрос 44. Гуманизм эпохи Возрождения
  4. ПЕРЕХОД ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ К XVII ВЕКУ
  5. §310. Гуманизм, неоплатонизм и герметика эпохи Возрождения
  6. Статус художника эпохи Возрождения
  7. Вопрос 46. Изменения эпохи Возрождения в художественной культуре и искусстве
  8. Вопрос 21. философия эпохи Чжаньго
  9. ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ТРУДАХ АВТОРОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, РЕФОРМАЦИИ И КОНТРРЕФОРМАЦИИ МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
  10. 2. ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДРУГИХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ (ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИТАЛИИ)
  11. Начало Возрождения. Кватроченто Теория и практика искусства Возрождения
  12. 3. ВЛИЯНИЕ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ЕВРЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  13. под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие, 2011
  14. VI. Философия духа и философия культуры
  15. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  16. Искусство Возрождения
  17. Культура Возрождения
  18. Высокое Возрождение
  19. Наука Возрождения