Дуне Скот

Иоанн Дуне более известный как Дуне Скот (1266—1308), шотландец по национальности, что подчеркивает его прозвище; монах-францисканец; учился в Париже, затем в Оксфорде, где и преподавал богословие с 1300-го по 1302 г.; умер в Кёльне в возрасте сорока двух лет.

Основные произведения: «Комментарии на «сентенции» Петра Ломбардского», «Вопросы по метафизике», «О Первом Принципе», «Вопросы аиейІіЬеіаІеь». За острую критику, которой он подверг аристотелизм, аверроизм и томизм, ему дали прозвище «Тонкий доктор».

Учение этого крупнейшего представителя францисканской школы основано на трех основных постулатах: 1) философское знание ограничено, только откровение дает нам возможность познать и понять Бога (все свойства Бога, которые святой Фома выводил из понятия Бог, по учению Дунса Скота, не являются доказуемыми, в них просто следует верить); 2) воля

266

Философия Средневековья и эпохи Возрождения

267

сильнее разума; 3) универсалии являются реальностью (откуда и название «реализм», которое раскрывает смысл этой доктрины). Первый постулат столь же далек от томизма, как и от авгу-стианства; речь идет уже не о том, чтобы «верить и понимать» или «верить, чтобы понимать», но о том, чтобы просто верить. Второй постулат затрагивает проблему свободной воли человека и Бога-Творца (положение, которое будет оспаривать Декарт). Что же касается реализма, его можно кратко изложить таким образом: универсалии (например, виды и роды) являются, конечно, продуктом разума; но они имеют основание в индивидуальных вещах (мы не смогли бы извлечь их оттуда, если бы их там не было изначально). А чтобы дать объяснение субъекту (индивиду), Дуне Скот вводит особое понятие «этости» (haecceite): одна только форма (иными словами, совокупность свойств, соответствующих виду) не может произвести индивида (сократическая философия не является Сократом, но она существует в Сократе); нужно к ней добавить решающее действие, которое придаст индивидуальность виду; его-то он и называет «этостью».

Ученики «тонкого доктора» развили эти положения, порою делая весьма сомнительные выводы; назовем самых известных его учеников: Франсуа из Мейрона (t после 1328 г.), Иоанн из Бассоля (|1347), Гийом из Алнвика (t 1332), Иоанн из Рипы (t 1350), Томас Брэдуордин, магистр Оксфордского университета, ученый и философ (t 1349) и Джон Уиклиф (1320—1384), религиозный реформатор, предтеча англиканской церкви, имевший сильное влияние на Яна Гуса, впрочем, влияние зловещее, роковое, поскольку оно привело последнего на костер (учение Уиклифа было запрещено, а Ян Гус, который отказался его осудить по решению церковного собора в Констанце был заживо сожжен как еретик 6 июля 1415 г.).

<< | >>
Источник: Каратини Р. Введение в философию. — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 736 с. 2003

Еще по теме Дуне Скот:

  1. Счет 11 "Животные на выращивании и откорме"
  2. Скотоводство •
  3. БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ
  4. 1.2. Виды денег
  5. Животноводство
  6. 8.1. Понятие, объем, состав и оценка основных фондов
  7. Колхозники
  8. НОВЫЕ ОТРАСЛИ ХОЗЯЙСТВА
  9. Верхняя Калифорния
  10. § 1. Географическое положение Ирана
  11. 9. Деньги и кредит
  12. Модель «Летучая мышь»
  13. Учителю и ученику