<<
>>

5. Из учения Гегеля о развитии Мирового Духа, Абсолютного Разума, проистекала идея стадиального становления индивидуальности

Творец занят познанием, и только с этой целью им создается и постоянно пересоздается этот мир. Познавательная деятельность Творца, судя по истории его Творения (действительность есть ипостась Бога), принимает следующие формы, или эпохи: 1) интуиции, чувственного познания, сенсорной перцепции; 2) воображения, схематического схватывания в целом; 3) мышления.

Эти три формы диалектически, то есть противоречивым образом, переходят друг в друга по спирали.

Человек, приобщающийся к Творению, участвующий в нем, в своем индивидуальном развитии проходит те же, концентрически повторяющиеся (но каждый раз – на более высоком уровне) этапы, эпохи: 1) интуитивного развития; 2) фантастического; 3) логического развития. Интуитивная, по преимуществу в неснятом виде, эпоха свойственна раннему детству, фантастическая – отрочеству, логическая – юности.

Юность – время второго рождения человека. С этого момента человек способен помогать себе, воспитываться сам.

Развитие морального субъекта также стадиально. Оно начинается со столкновения человека с объективным добром как установленной формой той или иной цивилизации. Далее оно проходит через этап каприза и произвола. И, наконец, возвышается до свободы благодаря установлению самоуправления, законов своего поведения, противодействию дурным влияния и соблазнам внешних условий.

В зрелом возрасте самовоспитание приводит к свободе – к приобретению творческой, созидательной силы. Благодаря творческой свободе индивид получает возможность участия в поддержании и совершенствовании человеческого общества.

Образование человека в целом предстает, таким образом, как развертывание одновременно трех взаимосвязанных элементов: телесной организации, интеллигенции (познавательных способностей) и воли.

<< | >>
Источник: Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н.. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа "Культура России". М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф. 352 с.. 2010

Еще по теме 5. Из учения Гегеля о развитии Мирового Духа, Абсолютного Разума, проистекала идея стадиального становления индивидуальности:

  1. 2. Педагогическая практика Гегеля соотносится с его оригинальной и подробно разработанной теорией образования личности, т.е. ее становления и развития
  2. 12.1. Становление и развитие учения об источниках трудового права
  3. Главная идея философии Гегеля
  4. 14.1. Становление и развитие учения о трудовом правоотношении
  5. 11.1. Становление и развитие учения о принципах трудового права
  6. 5.1. Становление и развитие учения о трудовых правах (XIX – начало XX в.)
  7. I. Индивидуальный разум и моральная реальность
  8. Индивидуальная жизнь и центральная идея
  9. Исторические стадиальные флуктуации и поступательное развитие человечества
  10. § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
  11. Параграф третий. Влияние народного духа на развитие общего права