<<
>>

1. ПЕЧАТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ НОСИТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ. ПЕЧАТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

Печатная реклама разнообразна по жанрам. Это плакат, буклет, листовка, календарь (в том числе и карманный), фотография (коллаж) и т.д.

Все перечисленные виды печатной продукции используются в социальной рекламе.

Мы не будем сейчас рассматривать другие жанры печатной рекламы, например, такие, как объявление, афиша, проспект (см.

об этом: Ученова

В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров (серия «Академия рекламы»). М., 2003).

Наша задача — проанализировать основные виды печатной рекламы в России сквозь призму социальной рекламы.

Вместе с тем и у коммерческой рекламы, и у социальной рекламы во многом одинаковые средства и носители, «инструменты». Это: —

пресса (газеты, журналы — рекламные модули, тексты, информацион

ные заметки — так называемая текстовая реклама, информационно-рекламные вкладыши, приложения); —

полиграфическая (печатная — книги, справочники, буклеты, листовки); —

реклама в электронных СМИ (на радио и телевидении — ролики, споты,

передачи, спонсорство); —

наружная реклама (частично выделяется отдельно, например, транспорт, кроме того, билборды, растяжки, лайтбоксы, неоновая реклама, вывески, указатели, оформление зданий и.т.д.); Е. Степанов. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция —

реклама в сети Интернет (сайты, баннеры, текстовая реклама, почтовые

рассылки, конференции, чаты, форумы, доски объявлений, дискуссионные листы); —

реклама в сотовых сетях (ЯМЯ-рассылки, инфо-справочники); —

почтовые рассылки; —

проведение различных акций и мероприятий (например, праздники

«МК», «Совершенно секретно»), конференции, сессии, конкурсы, семинары, фестивали, выставки и т.д.); —

информационное спонсорство (во всех видах и на всех носителях); —

нетрадиционные виды рекламы (часть из них выделена выше, а также

оформление пунктов продаж, сувениры, надувная реклама, шары, реклама на билетах и выписках и многое другое); —

методы РЫ (хотя РЫ включает в себя рекламу и, следовательно, выше

описанные пункты).

Так или иначе, социальная реклама по определению может использовать все вышеперечисленное в своих целях.

Конечно, у социальной рекламы, в отличие от коммерческой, свои цели и задачи, к которым можно отнести: —

поощрять тех, кто хочет получить информацию; —

популяризировать социальную проблему, проинформировать о ней; —

способствовать изменению поведенческих моделей; —

объяснить общественности все возможные точки зрения по определенной

теме, научить, рассказать о всех возможных последствиях; —

создать положительное общественное мнение по конкретному вопросу,

по социальной проблеме; —

напомнить о проблеме, стимулировать участие в ее решении.

Автор учебника для ВУЗов «Основы рекламы», профессор Е.Л. Головлева публикует таблицу преимуществ и недостатков отдельных рекламоносителей. Воспроизведем эту таблицу с небольшими сокращениями53.

ж

ИТ

Студия OPEN DESIGN с цитатой из Ф.М. Достоевского. V S' А. Глинский. Журнал «ПРО ЧТО».

ттрочто?

пг-ООСССи! I I

ПРОКХАЦК1

ПРОТЕХ1

4сен ЯШйм!

А. Лаврухии. Язык мира всем понятен! Плакат ГИБДД, написанный маслом на кирпичной стене в г.

Великий Устюг Вологодской области (фото автора). ПОСТСОВЕТСКАЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ

РЕКЛАМА Сколько *

л нужно л времени, чтобы -V умереть? ?

ж

и 3-5 лет • •

г

|" от первого укола. .. ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ.

Плакат Артели Артемовых. Плакат Артели Артемовых.

ПОСТСОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НА ДРУГИЕ ТЕМЫ

ЛУЖКОВ

ПАРКОВ И СКВЕРОВ

СДЕЛАЕМ

МОСКВУ

ЗЕЛЕНЕЙ

ВЫБОРЫ

ПРЕЗИДЕНТА

РОССИИ

Обложка буклета ЦИК к выборам президента в 2004 г. Преимущества и недостатки отдельных рекламоносителей Средство

распростра

нения Факторы, воздействующие на стоимость размещения рекламы Преимущества Недостатки Газеты Скидки за объем и частоту публикаций. Число цветов, место расположения, тираж — большой тираж; —

быстрая реакция на события; —

оперативность в изменениях; —

сравнительно низкая стоимость — короткий срок жизни объявления; —

низкое качество печати; —

высокая конкуренция с аналогичными объявлениями в рекламном блоке Журналы Стоимость печати. Тип аудитории. Скидки за объемы. Размер объявления. Место расположения. Число цветов. Тираж — высокое полиграфическое качество; —

фактор престижа; —

более долгий срок службы объявления; —

2—3-е чтение — небольшой тираж; —

низкая оперативность в изменении макета; —

высокая стоимость; —

меньший географический охват Радио Время эфира. Размер аудитории. Продолжительность объявления скидки за размер и частоту — оперативность; —

относительно невысокие цены; —

оперативное внесение корректировок; —

высокая избирательность — отсутствует визуально сть; —

непостоянная аудитория (часто переключаются на другой канал); —

трудно анализировать эффект Наружная

реклама — крупная графика —

особый психологический эффект воздействия; —

фактор престижа; —

работает 24 часа в сутки — эффективна передача небольшого объема информации; —

короткое и быстрое чтение; —

относительно высокая стоимость изготовления и аренды Телевидение Время эфира. Продолжительность ролика. Размер аудитории. Скидки за размеры и частоту показа — большие технические возможности передачи информации (движение, текст, изображение, звук); —

большая аудитория; —

сильное психологическое воздействие — высокая стоимость изготовления и размещения видео-спота; —

мало времени для передачи сообщения; —

негативное отношение к прерыванию программ; —

возможность купить самое популярное время ограничена ?р А гл гр д Газета — печатное периодическое издание, в кото- -L ilO IL _L il ром публикуются материалы о текущих событиях, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды. Как пишут авторы статьи в БСЭ , «главное отличие газеты от других типов периодической печати (журналов, бюллетеней и др.) составляет, по определению К. Маркса и Ф. Энгельса, «... ее повседневное вмешательство в движение и возможность быть непосредственным рупором этого движения, отражение текущей истории во всей ее полноте...» (Соч., 2 изд., т. 7, с. 1). От других периодических изданий газеты отличаются также форматом, объемом и более частым выходом (ежедневно, несколько раз в неделю, раз в неделю)»54.

Газеты (и легальные, и нелегальные) всегда в России несли социальную функцию.

Передовая русская общественность с конца 50-х гг. XIX в. приступила к изданию революционных газет в эмиграции. Наиболее значительные из них: «Колокол» (1857 — 67) А.П. Герцена и Н.П. Огарева, «Народное дело» (1870) — орган русской секции 1-го Интернационала: народнические газеты «Работник» (1875 — 76), «Вперед» (1875 — 76) и др.

Интересно, ярко развивалась социальная тематика в газетах в СССР. Например, в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 советские газеты, как всесоюзные, так и местные, помогали государству мобилизовать все силы народа на отпор врагу, разъясняли освободительные цели войны советского народа против немецко-фашистских агрессоров, пропагандировали героизм воинов Советской Армии и трудовые подвиги в тылу. Одновременно с некоторым сокращением числа гражданских газет была развернута широкая сеть фронтовых газет. В 1942 г. управление пропаганды и агитации ЦК партии и Главное политическое управление Красной Армии утвердили положение «О работе военных корреспондентов на фронте». В 1943 г. на фронтах издавалось 728 газет, в том числе 128 ежедневных и 600 газет, выходивших 3 раза в неделю. Зимой 1941 — 42 партизанскими соединениями и подпольными партийными комитетами на оккупированной врагом советской территории издавалось типографским способом более 20 газет, а в 1943 — 44 число газет достигло 270, среди них — газета «За Советскую Украину», белорусская «Звязда» («Звезда»), «За Советскую Латвию», «За Советскую Литву», «За Советскую Молдавию» и др. Главное политическое управление Красной Армии выпускало листок «Вести с Советской Родины», информировавший советских людей, оказавшихся на оккупированной территории, о положении на фронтах.

Во время Великой Отечественной войны многие выдающиеся литераторы работали во фронтовой печати — А. Бек, В. Гроссман, Б. Пастернак, К. Симонов, А. Тарковский, А. Твардовский и многие-многие другие.

Оксана Каковкина. Русская идея?

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ АЛКОГОЛЕМ

Группа LBL Media. Не увлекайтесь алкоголем.

Студия «Ориат». Петля.

идея?

RUSSIAN VODKA

каждая четвертая смерть а России связана с алкоголизмом'

ПОСТСОВЕТСКАЯ АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА ПОСТСОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОАО «Росгосстрах». 2001 год.

В работе над этим плакатом автор принимал участие.

ПОСТСОВЕТСКАЯ АНТИСПИДОВСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА

?

Арт-директор: Эльвира Кибардина. Арт-директор: Эльвира Кибардина. Дизайн, верстка: Родион Харланов. Дизайн, верстка: Родион Харланов. Широкое развитие получили районные газеты, особенно в связи с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» (1968).

Газета или отдельные публикации являются эффективным средством рекламы, в том числе социальной.

В еженедельнике «Семья», где автор начинал свою работу в качестве журналиста в конце 1980-х годов, социальная тематика была основополагающей. Репортеры газеты писали о бедственном положении детей в России, о семейных детских домах и т.д.

Следует назвать таких авторов, как К. Авдеева, Н. Иванова, Г. Мыльникова, С. Теодорович, В. Яков.

Интересно отметить, что в 1991 году тираж «Семьи» достиг 5 млн. экземпляров. Газета стала одной из самых читаемых.

В газете «Крестьянская Россия», где автор работал в 1996 — 1998 годах, журналисты пытались проводить акцию по уменьшению влияния ТВ на жизнь общества. Были сделаны соответствующие интервью с известными личностями, в частности, с поэтом-песенником М. Таничем, беседу с которым мы опубликовали под заголовком «Уберите из дома телевизор!»55

В газете «Вестник Мосэнерго», которую автор редактировал в 1998 — 2000 годах, журналисты уделяли особое внимание проблемам экологии. Злободневно писал на эти темы журналист М. Бурлешин.

В газете «Госстрах» (редактором которой я был с 2000 по 2003 годы) выпускались отдельные номера, посвященные компенсационным выплатам гражданам России по их вкладам в Госстрах.

На страницах газеты о важности этого мероприятия говорили такие известные политики и экономисты, как А. Головлев, А. Головков, О. Дмитриева, А. Жуков, Г. Кулик, Л. Маркелов, В. Похмелкин, И. Тэн и многие другие.

Помимо целевых номеров, было выпущено множество отдельных публикаций. Таким образом корпоративная газета стала фактически рупором социальной проблематики.

Наиболее распространенные газетные жанры, в которых присутствует социальная реклама: —

интервью; —

репортаж; —

обращение; —

статья; —

заметка.

Во время выборов выпускается множество газет с предвыборными обещаниями кандидатов. См., например, газету «Вперед, Россия» Бориса Федорова. В этих выпусках есть элементы социальной рекламы, особенно в той части, где журналисты призывают не пропустить выборов.

Газета — важный инструмент проведения социальной рекламы. И ее роль будет всегда велика. В настоящее время в нашей стране проходят различные конкурсы социальной рекламы в печатных СМИ. Результативный, на наш взгляд, конкурс был проведен в 2000 году в Санкт-Петербурге газетой «Экстра-Балт».

Художники, рекламисты затронули наболевшие вопросы общества, ярко, средствами искусства, публицистики обратили внимание социума на многочисленные проблемы — проблемы наркомании, безопасности дорожного движения, чистоты городов. Особое внимание было уделено теме абортов.

Социальная реклама в газетах может быть, как мы уже отмечали, многоплановой. Эффективны не только визуальные, но и вербальные материалы.

„ Искусство плаката — одно из древнейших в ми- и^ ре. Первопроходцами в этой области стали китайцы, традиции которых последовательно развивали европейские мастера. Искусство плаката возникло, конечно, не на пустом месте. К жанрам рекламы, предвосхитившим плакат, можно отнести настенную живопись и средневековую гравюру, вывески первых магазинов и театральные афиши, политические лубки и т.д.

В Европе первые печатные плакаты (точнее, то, что им предшествовало) начали появляться в XV веке.

Расцвет плаката исследователи относят к середине XIX века. Это связано с тем, что в 1797 году баварец А. Зенерфельдер изобрел литографию. После этого и возник многокрасочный плакат.

В плакатном буме второй половины XIX века соревновались две державы — Франция и Англия.

Настоящим основоположником плакатного искусства принято считать француза Ж. Шере, который в 1866 году открыл в Париже небольшую литографию. В 1869 году он опубликовал свою первую цветную афишу, которая называлась «Бал Валентино». В этой работе Ж. Шере применил метод сочетания литографии с выпуклой типографской печатью. За свою творческую жизнь он создал около тысячи плакатов, лучшие из которых были представлены на выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Заметный след в истории плакатного искусства оставили выдающиеся европейские художники XIX и XX веков О. Бердслей, П. Боннар, В. де Вельде, Э. Грассе, Э. Дега, Ф. Леже, К. Мане, А. Матисс, А. Муха (Мюша), П. Пикассо, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек. * * *

Водка —

Не оставляй детей одних

И« творчества В. Маяковского

чисть чище.

иа творчества В. Маяковского

яд,

от пьяной руки —

деревни горят.

* * *

Сажа горит —

пожаров тыщи. Трубу

от сажи

дети Балуются

Не оставляй детей одних, Дети балуются.

Пожар от них. На 1988 год УПО УВД Ростоблисполкома выпустило целую серию карманных противопожарных календарей, также «построенных» на творчестве В. Маяковского.

*

56 *

Туши окурок

чтоб сразу потух. Идет

от окурков

красный петух. Перечисленные авторы, как известно, занимались не только плакатным искусством. Зачастую работа в этом жанре была для них дополнительным видом заработка или способом продекларировать свои политические убеждения. Например, П. Пикассо делал не только афишы боев быков, различных выставок и т.д., но и писал политические, социальные плакаты, в которых выражал свои коммунистические и пацифистские взгляды. Вспомним хотя бы его знаменитую «Голубку мира»! Известны выдающиеся европейские профессионалы, работавшие исключительно в жанре плаката, — Б. Вильмо, Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Люпо, Р. Савиньяк.

Важнейшую роль плакатисты сыграли в рекламе кинематографа. Первоначально плакаты, рекламирующие фильмы, создавались способом перерисовки отдельных кадров, позже художники стали работать более глубоко — показывать главных героев, их суть, давать представление о сюжете и жанре картины. Киноплакат сохранил свое значение до настоящего времени, особенно в провинциальных городах, и по-прежнему является эффективным средством привлечения зрителей в кинотеатры. Известны киноплакаты, посвященные советскому сатирическому киножурналу «Фитиль», которые можно отнести к жанру социальной рекламы.

Начиная с 20 — 30-х годов прошлого века в моду стали входить плакаты, пропагандирующие средства техники безопасности в строительстве и промышленности. Это были выразительные образцы плакатной социальной рекламы!

Плакат — один из сложнейших видов искусства. Прежде всего потому, что, работая в этом жанре, художник не свободен абсолютно, он выполняет работу не для себя, а по заказу клиента (будь то государство или частный капитал). Однако надо заметить, что подлинно талантливые люди сумели себя ярко проявить и в столь сложных условиях. Кстати говоря, если несколько отвлечься от темы данного исследования, то следует вспомнить, что именно по заказу были созданы лучшие образцы творчества художников эпохи Возрождения — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других.

Интересно, что художники Возрождения активно работали в жанре плаката. Флорентийские власти поручали, например, Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи изображать на стенах повешенных политических преступников. И прославленные живописцы выполняли свою работу.

В России печатные плакаты появились в начале XVIII века.

В XIX веке стало весьма популярным размещение рекламных плакатов на круглых тумбах, установленных во многих российских городах.

В дореволюционной России плакат довольно редко носил ярко-поли- тический, агитационный характер. Как правило, плакат рекламировал деятельность различных фирм, благотворительных обществ и т.д. Как справедливо отмечает Н.И. Бабурина в своей книге «Русский плакат Первой мировой войны», «художественная афиша служила прежде всего рекламой того или иного мероприятия — кружечного сбора, вербного базара, лотереи, вечера, подписки...»57

Выдающиеся русские художники работали в жанре плаката. Это А. Архипов, Л. Бакст, И. Билибин, А. и В. Васнецовы, М. Врубель, М. До- бужинский, К. Коровин, Е. Лансере, Л. Пастернак, Н. Ремизов, В. Серов, К. Сомов и другие.

Многие из них работали и в жанре военного плаката. И работали очень талантливо, своеобразно, сохраняя свою авторскую индивидуальность. Военные плакаты смело можно отнести к жанру социальной рекламы.

Например, В. Васнецов в своих военных плакатах Первой Мировой войны развивал идеи патриотизма, опираясь в свойственной ему манере на фольклорные образы, К. Коровин использовал в своих работах фигуру Дмитрия Донского, олицетворяющего величие и непобедимость русского народа.

Блистательным мастером русского плаката (особенно военного) являлся Л. Пастернак, знаменитый живописец, иллюстратор произведений Л. Толстого, отец поэта Б. Пастернака. Его работа «На помощь жертвам войны» (1914) стала новым словом в жанре. В этом плакате был показан реальный, уставший от войны человек, в котором нет показушной храбрости, но есть суровая, обнаженная правда жизни. Именно этот социальный плакат оказался очень популярным в народе.

В советское время плакат был одним из самых любимых и распространенных приемов агитации и пропаганды, т.е. фактически нес в себе элемент социальной рекламы. И многие выдающиеся художники (в широком смысле слова) отдали дань этому виду искусства. Достаточно вспомнить, что в жанре плаката работали А. Дейнека, Дени, Б. Ефимов, С. Игумнов, Кукрыниксы, А. Лавинский, В. Лебедев, А. Левин, Л. Лисицкий, А. Мандру- сов, С. Маршак, В. Маяковский, Д. Моор, А. Родченко, В. Рындин, В. Степанова, М. Черемных, В. Шершеневич.

Немало было мастеров, занимавшихся исключительно рекламным плакатом. Следует упомянуть таких замечательных художников, как М. Буланов, А. Зеленский, Д. Тархов, Б. Такке, Д. Кравченко.

Искусству плаката учили в специализированных высших учебных заведениях, например, в Полиграфическом институте была кафедра плаката, где, в частности, преподавал знаменитый автор социальных плакатов «Ты записался добровольцем?», «Помоги» Д. Моор. Секция плаката существовала в Государственной академии искусств, в МОССХе и т.д. И это, разумеется, давало свои положительные результаты.

Как не без оснований пишет А. Козлов во вступительной статье в книге, посвященной Д. Моору, «советский плакат был первым серьезным завоеванием пролетарского изобразительного искусства»58. КАРМАННЫЕ КАЛЕНДАРИ

На 1974 год издательство «Стройиздат» выпустило тиражом 200 тысяч экземпляров несколько наименований карманных календарей с использованием стихов В. Маяковского. Это яркие образцы советской социальной рекламы. *

59 *

Электрический ток —

рабочего настиг.

Как от смерти

рабочего спасти?

Немедленно,

еще до прихода врача,

Надо

искусственное дыхание начать.

Многие из перечисленных выше мастеров подходили к плакату не только с точки зрения социального заказа, но именно с точки зрения искусства, зачастую авангардного.

Плодотворно в жанре плаката работал творческий тандем — Дени (Виктор Николаевич Денисов) — Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придво- ров). Они начали сотрудничать еще в годы гражданской войны и работали вместе в течение всей жизни. Их совместный труд был организован по двум сценариям. Иногда инициативу в свои руки брал Дени — предлагал рисунок, а Демьян Бедный делал стихотворную подпись, иногда Дени иллюстрировал злободневные, острые стихи пролетарского поэта.

А. Луначарский писал о совместной работе Дени и Д. Бедного: «Тут есть много общего. И Дени и Демьян — мастера. У Демьяна чистейший русский язык; у Дени чистейший классический штрих. Демьян правдив, поэтому его и понимают сотни тысяч рабочих и крестьян... И Дени реалист. Никаких в нем нет стилизаторских ломок вещей, никаких формальных подходов. Это действительно реалистическая карикатура»60.

Не будем комментировать мнение А. Луначарского относительно чистоты русского языка Д. Бедного — на этот счет существуют различные точки зрения. Но одно в этой цитате бесспорно: действительно, никаких формальных подходов у содружества Д. Бедный — Дени не существовало. Они, собственно, и не ставили перед собой таких задач. У них был свой взгляд на искусство, который Дени предельно четко сформулировал в своих до сих пор полностью не изданных дневниках «Мои мыслишки из записной книжки». Он писал в стихотворной форме:

Что есть плакат и какова природа плаката?

Говорю в качестве старого плакатиста-солдата.

Плакат не есть длинное чтиво;

Относись к зрителю бережно, учтиво.

Плакат должен быть ясен и прост —

Таков плаката пост.

Плакат есть стрела-молния к сознанию зрителя, — будь зрителю вроде молниеносного учителя.

Взглянул зритель —

и мыслью объят, — вот это и есть плакат!61

В годы Великой Отечественной войны плакат сыграл свою положительную роль в борьбе против фашистских захватчиков. В этот период ра ботали такие известные художники, как Б. Ефимов (которого Гитлер считал личным врагом), Л. Голованов, В. Иванов, А. Кокорекин, В. Корецкий, Кукрыниксы, И. Тоидзе, Д. Шмаринов и многие другие. Они создали ярчайшие образцы социальной рекламы.

Искусство плаката в нашей стране в советское время развивалось в различных направлениях. Если в первой половине прошлого века наиболее популярны были политические плакаты, то во второй половине широкое распространение получили не только полит-агитки, но и кинорекламные, театральные, выставочные, санитарно-просветительские, производственные и т.п. плакаты.

Как пишет В.В. Ученова в своем фундаментальном учебнике «История отечественной рекламы» (М., 2004), «в 70-е годы широкую известность получила массовая-партийно-политическая и рекламная компания под слоганом «Экономика должна быть экономной». Ей посвящено множество плакатных сюжетов...»62.

В 1974 году решением секретариата ЦК КПСС было создано специализированное издательство «Плакат», которое стало тиражировать не только идеологизированные работы, но и плакаты по другим темам. Издательство также прославилось тем, что регулярно устраивало Всесоюзные конкурсы на лучший политический плакат.

Интересны архетипы советских плакатов. Они существенно отличаются от западных.

Как замечает Л. Школьник, «улыбка характерна лишь для 15% женских лиц в советском плакате, в то время, как в образцах западной рекламы (тех же лет. - Е.С.) эта доля составляет 60%»63.

Если западные рекламисты в производстве плакатов опирались (и опираются) на мотивационную психологию потребителей, используя даже фрейдистские теории о затаенных биологических и сексуальных комплексах, то, конечно, говорить то же самое об авторах советских плакатов не приходится.

Это вовсе не значит, что советские плакаты маловыразительны. Такие шедевры, как «Ты записался добровольцем?» (Д. Моор), «Родина-мать зовет» (И. Тоидзе), «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Дойдем до Берлина» (Л. Голованов), по степени воздействия на зрителя сопоставимы с лучшими образцами высокого искусства.

В советское время лидерами в плакатном искусстве были такие организации, как Сберегательные кассы и Госстрах. Именно Сберкассы и Госстрах занимались социальной рекламой. В советское время плакаты Госстраха (а также и карманные календари) всегда несли и социальную функцию. Госстрах был частью государственной машины, других страховых

<< | >>
Источник: Степанов Евгений. Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция. М.: Вест-Консалтинг. — 120 с.. 2006

Еще по теме 1. ПЕЧАТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ НОСИТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ. ПЕЧАТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА:

  1. 3.2. РАДИО И ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НА ВЫБОРАХ. ФЕСТИВАЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
  2. ГЛАВА 3 ЖАНРЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  3. ФЕСТИВАЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
  4. Контрольные вопросы к создателю печатной рекламы
  5. ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
  6. Статья 18. Социальная реклама
  7. 1.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
  8. 2.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
  9. 2.1. ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
  10. 2.2. КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
  11. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НА ВЫБОРАХ
  12. 1.2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
  13. АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА
  14. Социальные факторы формирования рекламы: культура урбанизма