МАЕСТАТ КАРЛА

Чешский законник Codex Garolinus, известный в литературе со времени | , первого издания в 1617 г. под названием «Великая Каролина» («Majestas ( drolina»), является сводом феодальных обычно-правовых норм XIV в., который был составлен па латинском языке в 1351—1353 гг.
по инициативе и при участии чешского короля и императора Священной Римской империи Карла IV(1316—1378 гг.). Этот Законник содержит 109 статей, сформулированных так, чтобы укрепить экономическое положение к оро.чя и усилить его юрисдикцию. В статьях подчеркивается божественное происхождение королевской власти; королевское имущество объявляется неотчуждаемым; отменяется право пожизненно и наследственно помещать должности в земских учреждениях; предписывается всем королевским чиновникам владеть чешским языком. Из других пунктов важное значение имеют те, которые касаются феодального суда. В уго- швном судопроизводстве отменяются «Божьи суды» — ордалии; запрещаются такие наказания, как выкалывание глаз, вырывание носа, отсечение v\(j и руки. Устанавливаются строгие наказания за грабеж, убийство, насилие, поджог, разврат. Наказывается также игра в кости. Идея усиления центральной власти, весьма ярко выраженная в Законнике, стремление к ограничению феодального произвола, запрещение жестоких форм наказаний были расценены шляхтой как нарушение ее древних прав, и па Сейме 1355 г. паны, заседавшие в этом учреждении, отвергли Законник. Карл IV был вынужден провозгласить свод недействительным, что и сделал грамотой от 6 октября 1355 г. Однако многие новшества (особенно касающиеся суда), предложенные в этом юридическом документе, вошли впоследствии в другие чешские юридические памятники второй половины XIV в. (Л. П. Лаптева) VL ЗЕМЛИ И ГОРОДА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КОРОЛЕВСКОМУ ПРЕСТОЛУ, И ИМУЩЕСТВУ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОТЧУЖДАТЬ Этим вечным и нерушимым постановлением мы — по нашим зрелым |м (мышлениям — торжественно устанавливаем: чтобы все короли, наши м.к ледники и преемники, к которым в будущем перейдет наше Чешское Королевство по принципу законного наследования или (...) (если пни займут престол| после выборов1, должны будут принести клятву ил Святом Евангелии, что: никогда они ни в коем случае сами, 111 и через других лиц, публично или тайно (...) земли или крепости, принадлежащие королю, а также все то, что относится к ним, —не смели бы даровать, продавать, отдавать в залог (...), а также не смсли бы делить или обменивать. (...) Никому из людей, ни отцу, ни сыну, не смели бы отдавать в держание или собственность, ни отдавать в приданое дочери или сестрам (...), и не давали бы согласия тем, кто хотел бы по каким либо причинам произвести отчуждение. (...) Если же кто-либо дойдет до такой смелости и дерзости, что от важится выступить против священных решений сего святого постановления и будет что-то требовать и вымогать, (...), тот пусть утратит приобретенное, будет заклеймен позором и объявлен явным расточи телем государства и изменником, и врагом Королевства Чешского.
К тому прибавляем, что он должен быть лишен всех своих поместий, а также—если он попадет в руки честных людей, то и жизни. XIX. О СУДЬЯХ И УПРАВИТЕЛЯХ Судьи и управители подданских селений должны сравняться в жизни и общении с их жителями. Иначе они судили бы необъективным образом. А поэтому устанавливаем, чтобы каждый чиновник при получении должности судьи или управителя не был назначаем никем в нашем королевстве или в других его местах, если не умеет понимать или говорить на чешском языке, который мы называем славянским. Кроме тех, которых король сочтет достойными по особой королевской милости и любви, и поручит эти должности за их похвальные нравы и добродетели или за знание Священного Писания. XXXIX. ОБ ИСПЫТАНИИ ЖЕЛЕЗОМ И ВОДОЙ Желая полностью искоренить из среды христиан в нашем Чешском Королевстве тяжелейшие заблуждение, противоречащее Святейшей Христианской Вере и вредное для здоровья и духа наших преданных подданных, устанавливаем, что никто в границах Чешского Королевства не смеет пользоваться при дознании раскаленным железом или ледяной водой, или другими подобными способами, ни по какой причине. (...) Если кто-то поступит против предписанного (...), тому угрожает наказание в виде лишения чести и конфискации всех имений в королевскую палату. (...) А если этот человек будет уличен, если его застанут (что мы не только дозволяем, по рекомендуем делать), то пусть закончит он свою позорную жизнь через огонь или воду, в соответствии с тем, которой из пыток он провинился. Ибо, кто отважился искушать Всемогущего Бога и пренебрегать Его тайным судом, приводя к смерти своего ближнего неестественным путем, тог достоин именно того, чтобь! не радоваться более этой естественной жизни. LXXXIV — LXXXVII. О ПРАВОМОЧИЯХ ГОСПОДИНА Желая, чтобы величие и достоинство наших панов, этого украшения и славы нашей королевской короны, вечно оставались нетронутыми и прочными, корректируем некоторыми условиями и границами их власть по издавна установленным обычаям, чтобы не случилось так. что. ввиду неопределенности своей власти, оказались бы своевольными те, которым пристало жить в чистом благородстве всех нравов. Поэтому настоящим установлением подтверждаем, что нашим панам Чешского Королевства полностью предоставлена всякая власть (...) над их людьми и над имуществом этих людей, как было, согласно нашим сведениям, Iплавна установлено, —кроме случаев нижеприведенных. ILXXXV]. Не дозволено ни одному пану или шляхтичу выкалывать I паза своим или чужим людям. А если кто будет уличен в таких нечеловеческих действиях или сознается в них, то будет лишен своего имущества и поместий. ILXXXVT]. Если станет известно, что некий пан или шляхтич вырвал своему человеку или кому-либо другому нос и ноздри, пусть знает, что не с его имения переходят в пользу нашей королевской милости. [LXXXV1I]. Подобным же образом предупреждаем вышеупомянутых панов и шляхтичей, чтобы никто из них, возгордясь или по иным причинам, мало ценя человеческую кровь, не осмеливался сам или через кого-то иного отсечь кому-то руку или отрубить ногу. Кто бы так поступил, должен быть наказан вышеупомянутым способом. XCIV. О НАСИЛИИ И ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ Мы требуем, чтобы наши подданные жили честно и целомудренно. (...) Поэтому устанавливаем сиим святым распоряжением, что если станет известно, что некто в похоти изнасиловал девушку или другую но чести живущую женщину, (...) то она должна об этом объявить публично, (...) а потом подать особую жалобу королевским чиновникам. По этой жалобе наш придворный судья должен арестовать того, кто был обвинен. Если обвиняемый будет отрицать свое преступление, го в соответствии с обычаем, который существует издавна, суд на королевском дворе должен потребовать от пострадавшей женщины присягу в том, что она подверглась насилию. Когда присяга будет женщиной принесена, то, если обвиняемый хочет защищаться, он должен принести присягу в свою защиту. Для этого он должен представить шесть сви- летелей с добрым именем и хорошей репутацией. Если при этом обвиняемый солжет, то будет признан виновным и наказан смертной казнью, а его имущество или наследство будет отобрано в пользу королевской короны. А если он докажет свою невиновность, пусть будет освобожден и свободно удалится. Перевод Л. Я. Лаптевой Публикуется по: Cterii о Karlu IV. a jeho dobe (z pramenu). Praha, 1958. S. 232— 233, 235, 238, 243, 244. ПРИМЕЧАНИЯ 1 В средневековой Чехии существовала практика избрания короля в случае прекращения мужской линии правящей династии.
<< | >>
Источник: Морозова Л.А. Антология мировой правовой мысли. Том II. Европа V - XVII вв. 1999

Еще по теме МАЕСТАТ КАРЛА:

  1. Комета Карла V
  2. Крах империи Карла Великого
  3. Реформа Карла Мартелл
  4. 7. О РОДЕ КАРЛА ВЕЛИКОГО И О ЕГО ПРЕЕМНИКАХ
  5. Посольство Карла Миллера
  6. Империя Карла Великого.
  7. ОСЕВАЯ ПОЗИЦИЯ КАРЛА МАРКСА
  8. Уроки войн против Карла X
  9. 57. ОБ ИЗМЕНЕ И ЗАГОВОРЕ ПРОТИВ КОРОЛЯ КАРЛА В СИЦИЛИИ
  10. 9. О ПРАВИВШЕМ ПОСЛЕ КАРЛА ВЕЛИКОГО ИМПЕРАТОРЕ ЛЮДОВИКЕ, ЕГО СЫНЕ
  11. Социология знания Карла Маннгейма
  12. 20. О ПРЕБЫВАНИИ ПИПИНА ВТОРОГО, ОТЦА КАРЛА ВЕЛИКОГО, НА ФРАНЦУЗСКОМ ПРЕСТОЛЕ
  13. 60. КАК ОСТРОВ СИЦИЛИЯ ВЗБУНТОВАЛСЯ ПРОТИВ КОРОЛЯ КАРЛА
  14. 86. КАК РИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИЗБРАЛА КАРЛА ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЕМ СИЦИЛИИ И АПУЛИИ
  15. 4. КАК ГРАФ ГИ ДЕ МОНФОР ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ ЛОМБАРДИЮ С КОННИЦЕЙ ГРАФА КАРЛА
  16. Лекция четвертая СОЦИОЛОГИЯ КАРЛА МАРКСА