<<
>>

5. Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются: 1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.; 2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе; 3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах; 4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения); 5) способность к тем или иным формам социальной деятельности; 6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом; 7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности; 8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы. Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности — общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности — идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам. Выделяют несколько типов мировоззрения: 1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств; 2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека; 3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания; 4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале. Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
<< | >>
Источник: Андрей Владимирович Клименко, Вероника Викторовна Румынина. Обществознание. 2004 {original}

Еще по теме 5. Духовный мир человека:

  1. Раздел 7. XVIII в. европейской и североамериканской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.
  2. § 29. Духовный мир личности
  3. Мифология как мир первообразов и материя духовности
  4. Человек на рынке душевно-духовных услуг
  5. 4.1. МИР И ЧЕЛОВЕК В АРХАИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
  6. Глава III. ЧЕЛОВЕК И ПРОЦЕСС ДУХОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ
  7. 1. Духовное производство и духовная жизнь общества
  8. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
  9. 2. МИР ДЖАФАР И МИР КАСИМ
  10. 2. Бытие человека. Потребности и способности человека
  11. Этнический жизненный мир и жизненный мир зтоцентрума
  12. Духовная культура и ее элементы
  13. А. А. Бодалев ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  14. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  15. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  16. 3.1. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДЫ
  17. Составные части духовной культуры
  18. «Духовное родство»