Задать вопрос юристу

1. Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактнологическое мышление, логическая память и т.
д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального: а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие; б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции; в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве; г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта; д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков; е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации; ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды; з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений. Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественноисторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуальносвоеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какоголибо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность». (См. вопрос №4 данного раздела.)
<< | >>
Источник: Андрей Владимирович Клименко, Вероника Викторовна Румынина. Обществознание. 2004

Еще по теме 1. Человек как биосоциальное существо:

  1. Биосоциальный подход
  2. Статья 189. Окончание рассмотрения дела по существу Статья 190. Судебные прения Статья 191. Возобновление рассмотрения дела по существу
  3. Человек как потребитель культуры
  4. Человек как произволитель культуры
  5. Человек как транслятор культуры
  6. Сознание как сущностная характеристика человека
  7. Женщина как «другое» мужчины, человека?
  8. §3. Человек как модус Абсолютной реальности
  9. 3. Учение Фихте о человеке как субъекте воспитания
  10. 7. Нравственное самовоспитание как сущность человека
  11. Демократия и права человека как ценность
  12. Глава девятая ЧЕЛОВЕК КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ
  13. У взрослого человека подсознание как у 7 летнего ребенка?
  14. Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса
  15. ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЕГО ИМИДЖА
  16. Сухомлинский В. А.. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие, 1989
  17. 2. Бытие человека. Потребности и способности человека
  18. Ребенок - неполноценное существо?
  19. НЕДООЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО
  20. Продажа уже существующими акционерами