<<
>>

РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века

На рубеже XVII - XVIII веков Россия иступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили п закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия.
Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом поенных побед и духом преобразований. Принципиально повое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра 1. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это пашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств. Стало широко практиковаться пепсиоиерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство повой столицы России - Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры, возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигли гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр. XVIII

век славен великими людьми: Петр I п Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие определили лицо культуры этого времени.

Русское искусство первой четверти XVIII века характеризуется развитием архитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а пе усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И. П. Зарудный (вторая половина XVII века - 1727) возводит церковь Архангела Гаври- ила на территории усадьбы А. Меншикова (так называемая Меп- шикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы .

Строится новая столица - Петербург, который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома.

Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670-1734) сооружает Петропавловский собор, ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий - главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко. Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М. Г. Земцов (1686-1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка - Аничков дворец на Невском проспекте); И. К. Коробов (1700— 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая «Адмиралтейская игла»); Г1. М. Еропкин (1698-1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой н декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени - В. В. Растрелли (1700-1771). Его создания - Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец, Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышностью; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Применяется интенсивная расцветка зданий. Внутри - анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используются деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие - С. И. Чевакинский (1713 - вторая половина 1770-х годов; Никольский военно-морской собор), Д. В. Ухтомский (1719-1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и другие постройки в Москве).

Вторая половина XVIII века в русском искусстве связана с распространением классицизма. В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764-1788 гг.), которое возводят А. Ф. Кокоринов и ж. Б. Валлен-Деламот. В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В. И. Баженова (1737-1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве); М. Ф. Казакова (1738 - 1812; здание Сената в Кремле, Голицыпская больница и другие), И. Е. Старова (1745- 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж. Кваренги (1744-1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одно из лучших созданий - Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч. Камерон (1740-1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, усадьба «Останкино» строится при участии крепостного мастера П. И. Аргунова. Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки - Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Особенной выразительностью отличается скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б. К. Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение - конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745-1746 годах, он более полунека пролежал и сарае и был установлен только в 1800 ['оду но приказу Наила I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным «Медным всадником», создает Э. М. Фальконе (1716-1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой-пьедесталом. Скульптор передал пс- удсржпмо-стремптслыюе движение всадника, огромную п властную силу утверждающего жеста его правой руки. Д. С. Пушкин писал:

// е так ли ты над самой бездной Па высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Ф. И. Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф. И. Шубин (174 -1805) - по происхождению холмогорский крестьянин, как п Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалыо Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жапр произведений Шубина - портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А. М. Голицина, портрет ГІ. А. Румяпцева- Задупайского и другие. Особенно выразительны бюст М. В. Ломоносова, лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; а также бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, по раскрывающий всю сложность п противоречивость его характера.

Шубин поднял жапр скульптурного портрета па новую качественную ступень.

М. Й. Козловский (1753-1802) работал, в историческом жанре, используя в русле классицизма, аптпчные образы п традиции. Его композиции: «Бдение Александра Македонского», «Полпкрат», «Геркулес на коне»; знаменитая статуя в Петергофе - «Самсой, раздирающий пасть льва» (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он п к русской истории: статуя «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен полководец в античных доспехах п шлеме в образе бога войны Марса. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека. Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века - Никитин и Матвеев.

И. Н. Никитин (около 1685 - не ранее 1742) - один из первых петровских пенсионеров. Он овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В портретах художника нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Мастер неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ - «Петр I на смертном одре» - одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода - «Портрет напольного гетмана» (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина пе удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой «птенец гнезда Петрова» - А. Матвеев (1701-1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял «Живописную команду Канцелярии от строений», которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи.- Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них - «Автопортрет с женой», который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII века творит замечательный мастер И. Я. Вишняков (1699 - 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил «Живописную команду Канцелярии от строений». Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, и Троицкой соборной церкви и другие) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова - в лнце, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей - семыо Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью. Значительное достижение Вишнякова - портреты детей Фермор, особенно Сары Фермор. Это парад- пый портрет, но в нем - поэзия н очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во второй полошше XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т. к. именно оп мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины п монументальности достиг М. В. Ломоносов в мозаике «Полтавская битва», которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической жпвописи -

А. П. Лосенко (1737-1773). Родился па Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: «Жертвоприношение Авраама», «Каин», «Авель» п другие. Самые значительные картины- «Владимир н Рогпеда», «Прощание Гектора с Андромахой», проникнутые героическим пафосом.

Г. И. Угрюмов (1754 - 1814) создал серию картин пз русской истории: «Торжественный выезд Александра Невского...», «Взятие Казани» и другие. Самое значительное полотно - «Испытание силы Яна Усмаря», где создан образ русского героя-богатыря.

Во второй половине XVIII пека особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и другие создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту п благородство человека.

Ф. С. Рокотов (1735/36-1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал и живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В. И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В. Е. Новосильцевой. Таковы же портреты II. Е. Струйской, Е. II. Орловой, В. И. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.

Д. Г. Левицкий (1735-1822) родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что п определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий - мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова оп был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним - план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита.

Левицким создана серия портретов «смольня- нок» - воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной нозе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечательны портреты архитектора Львова и его жены М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание художника - портрет Екатерины II в духе оды Державина «Фелица».

Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и топкий колорит. B.

Л. Боровиковский (1757-1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким; пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Н. М. Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, полной мечтательности и легкой грусти. Портрет отличается мягкостью и внутренней гармонией. Боровиковским созданы портреты Екатерины II па фоне царскосельского парка, А. Б. Куракина, Г. Р. Державипа, Д. П.

Трощинского и других.

Во второй половине XVIII века становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма. C.

Ф. Щедрин (1745-1804) - мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф. Я. Алексеев (1753/54—1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Особенно он прославился строгими и стройными картинами с изображением Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади («Вид па Михайловский замок», «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» п Другие). Художник изобразил панораму столицы в серебристо- сером свете северного неба. Развивается в этот период бытовая живопись: И. Фирсов («Юный живописец»), М. Шибанов («Крестьянский обед», «Празднество свадебного сговора»),

С XVIII века начинается развитие повой русской литературы, в которой воплощаются пдеп Просвещсппя, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII пеке творят выдающиеся мастера слова: А. Д. Капгемпр, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фопвизпн, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии п басни.

Связующим звеном между литературой XVII п XVIII веков явился Феофан Прокопович (1681-1736), сподвижник Петра I. Оп автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии «Владимир». Под влияппем этого мастера формировался А. Д. Кантемир (1708-1744), который в своих произведениях обличает тех, кто презирает учеппе («Па хулящих учепне»), кто похваляется знатностью («На зависть п гордость дворян злонравных») и других. Оп написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним пз выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М. В. Ломоносов (1711-1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих об- ластях зпаппп достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астропомин, философии II т. д. Ломопосои - автор «Российской грамматики». Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В. К. Тредиа- ковским (1703-1769) и Ломоносовым2’8 («Письмо о правилах российского стихотворства»).

•'"Си л л або-тонпчес км я система (от греч. syllabi - слог, tonos - ударение) основана на четком чередовании ударных п безударных слогов, Размеры: хореи, ямб, дактиль, амфибрахии, анапест. Терминология н.чята пз античного стихосложения.

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественнонаучного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр - оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия («Ода на взятие Хотина»), труды Петра I (поэма «Петр Великий»). Этапная его ода - «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», где Ломоносов славит мир («возлюбленную тишину»), воспевает родину, пауку. В сво- их произведениях он обращается н к сатире («Гимн бороде», «К ГІахомию»).

М. В. Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех «штилях» - высоком, среднем и низком («Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»).

Оказав большое влияние па развитие русской культуры, этот выдающийся деятель вошел в историю как родоначальник повой литературы (Белинский: «отец русской литературы»).

Значительным явлением в русской литературе явился А. П. Сумароков (1717-1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: «Хореи». «Дмитрий Самозванец» и другие, утвердившие за Сумароковым славу «северного Расина». Трагедии писал и Я. Б. Княжнин («Вадим Новгородский»).

В 60-е годы появляется русская повествовательная проза: Ф. А. Эмин (1735-1770), романы «Приключения Фемнстокла» и другие; М. Д. Чулков (1743-1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей «Пересмешник, или Славенские сказки», романа «Пригожая повариха, пли Похождения развратной женщины» и другие.

Вторая половина XVIII веке - период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н. И. Новикова (1744-1818), который выпускает сатирические журналы «Кошелек», «Трутень», «Живописец». Позже эту традицию продолжил И. А. Крылов (1769-1844), издавал журналы «Почта духов», «Зритель» и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром издания книг становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество - «Общество, старающееся о напечатании книг».

В последней трети XVIII века новое развитие получает комедия. Яркий драматург этого периода - Д. И. Фонвизин (1744—

— -

1792), автор комедий «Бригадир» и «Недоросль», по слонам Гоголя, «первой истинно общественной комедии».

Ведущий поэт второй половины XVIII века - Г. Р. Державин (1743-1816). Оп воспел победы русского оружия («Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила» и другие), запечатлел образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода «Фели- ца», где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая «наказ» властьпмущим. Державин обращался и к сатирическому направлению («Вельможа»), описывал природу («Бог», «Водопад»), Особое значение поэзия Г. Р. Державина имела для становления таланта Л. С. Пушкина.

С 70-х годов возрастает роль идей п принципов сентиментализма и предромантизма. Пути развития ссптпмепталистскоп прозы определил Н. М. Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница». Выдающимся писателем этого периода был А. Н. Радищев (1749-1802), автор «Путешествия пз Петербурга в Москву».

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, па котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

<< | >>
Источник: А. С. БЕРЕСТОВСКАЯ. Культурология. Учебное пособие. - Симферополь: Бпз- иес-Информ. - 392 с.. 2003 {original}

Еще по теме РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII века:

  1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
  2. Шипилов А.В.. Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище (с древнейших времен до XVIII века) : монография, 2007
  3. УКРАИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII века
  4. Гуковский Г.А.. Русская литература XVIII века. Учебник, 1999
  5. Вопрос 55. Художественная культура России XVIII века
  6. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ XVII - XVIII веков
  7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX века
  8. РУССКИЕ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
  9. Русские исследователи Средней Азии 30—40-х годов XVIII века
  10. Русская культура Нового времени XVIII-XIX вв.
  11. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX ВЕКА
  12. Вопрос 54. Культура России XVIII века
  13. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
  14. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ XIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI века
  15. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ (X—XII века)
  16. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века