Происхождение искусства

Духовную культуру можно разделить на невидимую и видимую. К первой относится мистика, Искусство — начало видимой духовной культуры. В своем происхождении оно не что иное, как объективизация мистики. Духовная культура в целом исходит из культа, и искусство выступает видимым проявлением его, можно сказать, видимой мистикой.
Искусство фиксирует прозрения мистики и практической деятельности людей. Выйдя из мистики, искусство — следствие и отрицание ее. В начале искусство интенсивно мистично, потом все дальше отходит от мистики, но никогда насовсем. Если истоки мистики коренятся в самом происхождении мира, то истоки искусства — в эволюции природы, и мы замечаем их в животном мире. Искусство основывается на чувствах, а чувства в большей или меньшей степени испытывают и животные. Один из создателей этологии Конрад Лоренц пишет о триумфальной песне диких гусей, а один из основоположников историзма Джамбатши-ста Вико полагал, что героический стих родился из ликования. 48 Происхождение искусства Для того чтобы сформировалась новая отрасль культуры, необходимы три условия. Первое — соответствие ее стадии развития человека. Это условие налицо на этапе перехода от неандертальца к Человеку Разумному, когда начали формироваться образы, мышление и речь. Искусство появляется, когда вычленяются образы, но нет еще понятийного мышления. На пути от неандертальца к Человеку Разумному (а истоки подобного подхода прослеживаются в животном мире) брали какую-нибудь одну черту предмета и называли ею его целиком: например, «голова» вместо «человека», «парус» вместо «корабля», «острие» или «железо» вместо «меча». До сих пор у некоторых примитивных народов обобщающая сила мышления столь слаба, что они имеют, скажем, много слов для обозначения разных видов снега, но не имеют слова, обозначающего снег как таковой. Это частное определение и ведет к появлению в первую очередь более метафоричных видов искусства. Вико делает вывод: «Поэзия зародилась вследствие недостаточности человеческого рассудка и... из-за появившихся впоследствии Философии, Искусства, Поэтики и Критики, и даже как раз вследствие их, не появилось другой Поэзии, даже равной, не говоря уже о большей»1. Второе. Каждая предыдущая отрасль готовит почву для следующей. Это условие в виде закона мистической всесвязанности тоже соблюдается. Наконец, третье условие — социальное. В обществе должны произойти изменения, которые дают стимул развитию данной отрасли культуры. Таковым стало, по Б.Ф. Поршневу, появление частной собственности. Причина возникновения искусства в ранние времена видится многими в том, что искусство — это подражание природе, а подражание было сильно развито в первобытном человечестве, как и в современных детях.
Как говорит Д. Вико, «люди детского мира были по природе возвышенными Поэтами»2. И чуть ниже: «Детский мир состоял из поэтических наций, так как поэзия — не что иное, как Подражание»3. Здесь искусство как бы приравнивается к начальным этапам культуры на том основании, что для него имеет большое значение подражание, свойственное детям и первобытным людям. Люди способны на подражание в высшей степени. Но почему эта способность именно в данное время привела к искусст- ВикоД. Основания новой науки об обшей природе наций. М.; Киев, 1994. 37. 2 Там же. С. 84. 3 Там же. С. 88. 49 Культурология в вопросах и ответах ву? Чтобы иметь то, что запрещено после введения частной собственности, отвечает Поршнев. За отождествление же образа и вещи, ответственна мистика. Таким образом, каждая последующая отрасль вырастает из предыдущей и потребностей среды. Эволюция жизни с сохранением особенностей мистического отношения к действительности привела к искусству. Искусство начинается с того момента, когда мы можем что-то сделать или сказать. И чем лучше мы это делаем или говорим, тем мы искусней. Отсюда и производство называлось «поэма;», а искусство -1-«технэ». Искусство навсегда останется юностью человечества. «Как в старости человек вспоминает свою юность и справляет праздники воспоминания, так и отношение человечества к искусству будет скоро трогательным воспоминанием о радостях юности», — писал столь нравящийся молодежи философ Фридрих Ницше1. Противопоставляя Диониса и Аполлона, Ницше считал, что искусство как аполлоновское рождается из первоначального хаоса дионисийства. Этот первобытный хаос мистичен. Поскольку мистика лежит в основе духовной культуры, можно сказать, что в основе всех отраслей культуры лежит исходный хаос. Источником искусства, по Ницше, выступают два бога — Аполлон и Дионис, красота и хаос. Красота появляется из хаоса и создает произведение искусства. Говоря о двух мирах искусства, различных в их глубочайшем существе, Ницше нащупывает историческое место искусства между мистикой Диониса и мифологией Аполлона. Искусство идет от Диониса к Аполлону. Для того чтобы мистическое начало искусства не разрушило индивида, требуется, по Ницше, гармония Диониса и Аполлона, называемая им предустановленной гармонией. Говоря о взаимодействии Диониса и Аполлона в создании искусства, Ницше в мифологической оболочке представил процесс вырастания образов из мистики. В мистике образ тождествен предмету. Следуя закону сопричастности, наскальные рисунки пронзенных стрелами диких животных появились потому, что первобытные охотники верили — такие изображения воплотятся в жизнь на охоте. Связь таких изображений с местами захоронений позволяет также предполагать, что доисторические рисунки в пещерах должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Та: 1 Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 1.С. 357. 50 Происхождение искусства кая гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим. Лишь затем постепенно выясняется, что образ не тождествен предмету. Психологическую неудовлетворенность человека выставляет в качестве предпосылки развития искусства отец психоанализа Зигмунд Фрейд. «Художник — это первоначально человек, отвращающийся от действительности, потому что он не в состоянии примириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений; он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии. Однако из этого мира фантазий он находит обратный путь в реальность, преобразуя, благодаря своим особым дарованиям, свои фантазии в новый вид действительности, который принимается человечеством как ценное отображение реальности»1. В какой мере можно здесь говорить о жертве? В человеке формируется образ предмета как психологическая компенсация за невозможность владеть им как собственностью. Через какое-то время человек осознает^ что образ не дает ему, вопреки мистическому закону сопричастности, реального владения предметом. Нарисованное блюдо не насыщает, и в нарисованном доме не укрыться от холода. Если человек отказывается от стремления к обладанию собственностью и продолжает творить, наслаждаясь образами самими по себе, то этот момент есть точка перехода от главенства мистики к лидирующей роли искусства. Искусство с присущей ему образностью противопоставляет себя потребительскому отношению к действительности, материальному вообще в пользу непрактического, созерцательного наслаждения красотой. «Красота спасет мир», потому что заставляет отказаться от эгоизма собственности, силы вещизма, разделяющей людей. В этом смысле можно сказать, что отказ от собственности после возникновения института частного владения ею — главная жертва художника. Здесь мы оказались в области догадок, потому что практически ничего не известно о времени возникновения искусства. Искусство выросло из мистической веры, себя не оправдавшей. Это становится ясно, и отказ от собственности, от владения вещью выступает как плата за создание искусства. По-видимому, появление искусства потрясло основы общества. В дальнейшей 1 Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М.; Петроград, 1923. С. 87-88. 51 Культурология в вопросах и ответах истории искусства мы видим даже слишком много частных жертв, восходящих к главной. В искусстве кристаллизируются образы, возникшие из мистической ориентации первобытного человека. В процессе развития языка и мышления они превращаются в мифы, связывающие более или менее логично мир повседневного опыта с миром сверъе-стественных сил, который в мифе не менее реален, чем чувственный мир. В выходящем из мистики мифологическом искусстве много сокрытого специально, чтобы профаны не проникли в тайники народного духа. «Женщины и непосвященные знают только их (этих тайников. — А.Г.) букву, тогда как их глубокий смысл и мистическая сила, на которой основана вся действенность _мифов, открыты лишь мужчинам, которые считаются достаточно квалифицированными для того, чтобы быть в них посвященными, чтобы их сохранять и передавать, чтобы выполнить те тайные церемонии, которые с ними связаны»'. По мере развития речи и понятийного мышления искусство все дальше отходит от мистики. Обряды и мифы усложняются, и постепенно источник их, придававший искусству объективное значение, начинает забываться. С утратой мистических основ искусство субъективируется. Тяготение великих художников к мистике (например, Толстого, Достоевского и др.) представляет собой стремление вернуться к корням и обрести объективное содержание. Преобладает та отрасль культуры, которая определяет жизнь людей. Таковым оставалось искусство, когда оно было священным. «Произнесение этих мифов есть, таким образом, нечто совсем иное, чем простой обряд. Оно равносильно действию, от него в сильнейшей степени зависит сама жизнь общественной группы. Если бы не было больше мужчин в зрелом возрасте, хранителей этих священных мифов, способных произносить их в надлежащий момент, племя было бы обречено на угасание. Ведь молодые люди не могли бы больше обучиться произнесению этих мифов. А в этом случае виды животных и растений, являющиеся источником существования для туземцев, исчезли бы»2. Искусство господствовало, пока еще недостаточно развилось понятийное мышление и не возникла потребность в систематизации всего культурного наследия. Когда эти предпосылки прояви- 1 Леви-Брюль Л. Первобытная мифология. М., 1930. С. 265. 2 Там же. С. 388. 52 Древнее и современное искусство лись, из синтеза мистики и искусства сформировалась мифология. \ Искусство должно было накопить большое количество творений, для того чтобы наступил следующий этап культуры — мифологический, выступающий, по существу, систематизацией первобытного искусства.
<< | >>
Источник: Горелов А.А.. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо. — 288 с. — (Полный курс за три дня).. 2008

Еще по теме Происхождение искусства:

  1. Взгляды на происхождение искусства
  2. Глава XI Теория заражения. Жизненное значение искусства. Социальное значение искусства. т. Критика искусства. Искусство и педагогика. Искусство и жизнь Искусство будущего.
  3. Языческое искусство севера Европы: от времени римского провинциального искусства до эпохи викингов и венедов
  4. Введение. Византийское искусство и его влияние на искусство Венеции и Нижней Италии
  5. Изобразительные искусства севера Европы Общий обзор романского искусства
  6. 3. Происхождение государства. Теории происхождения государства
  7. Вёрман К.. Европейское искусство средних веков (История искусства всех времен и народов, т. 2) - М. : ООО “Фирма “Издательство АСТ”; СПб.: OOO «Издательство Полигон».- 944 с., ил., 2000
  8. происхождения товара
  9. Механизмы, обусловленные происхождением
  10. §1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЕНЕГ
  11. Вёрман К.. Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия (История искусства всех времен и народов, том 1 - Санкт-Петербург: OOO «Издательство Полигон».- 944 с., 2000