Задать вопрос юристу

Начало материальной и духовной культуры

Современная антропология в качестве первого представителя рода Homo называет Человека Умелого, останки которого найдены английским ученым Л. Лики в 1960 г. в Восточной Африке. Останки принадлежат существам, которых относят к австралопитекам, т.
е. «южным обезьянам» ростом 120 см и с объемом мозга не более, чем у других человекообразных обезьян. Почему их назвали Человеком Умелым? В тех же слоях была обнаружена речная галька, заостренная при помощи сколов. Так как сколы на гальках, по-видимому, сделаны этими существами и представляют собой таким образом первые орудия труда, то и назвали их Человеком Умелым. Животные способны применять предметы и даже видоизменять их с помощью зубов и конечностей, но использование одних естественных предметов (например, камней) для обработки других считается созданием орудий труда, присущим только человеку. С изготовлением орудий труда начинается материальная культура, т. е. производство специфически человеческих материальных продуктов его деятельности. Человек Умелый начал активное преобразование природы в материальном плане. За 3—5 млн. лет, прошедших после начала изготовления орудий, Человек Умелый выпрямился и стал Человеком Прямоходящим. Он подрос до 150 см, объем его мозга имел 900 куб. см, применял ножи, сверла, скребки, ручные рубила. Относящийся к Человеку Прямоходящему синантроп питался мясом, использовал сосуды и огонь. Вот простое объяснение «приручения» огня: при оббивании камней сыпались искры, которые могли зажечь трут. Человек Прямоходящий, как и Человек Умелый, был погружен в природу и жил в мире с ней, что в дальнейшем получило название единства человека с окружающей средой. Слово «единство», впрочем, мало что выражает. Любая форма взаимодействия частей является их единством. Единство человека и природы создавалось из отдачи человеком себя природе, как прекрасно изобразил Р. Ки- 23 Культурология в вопросах и ответах плинг в образе Маугли. Первобытный человек был больше похож на Маугли, чем на охотника с дубиной. Прямохождение называют одним из решающих отличий человека от животных, оно позволило освободить руки для выполнения других операций. Человек Прямоходящий создавал достаточно сложные орудия и сильнее изменял окружающую среду. Мощной преобразовательной силой стал огонь. Значение огня столь велико, что давший его людям Прометей был наиболее известным мифологическим героем Древней Греции, сравнимым по своей славе с Аполлоном — богом-целителем и прорицателем, покровителем искусств и Афродитой — богиней красоты. Неандерталец известен нам надбровными дугами и выступающей челюстью по скульптурным воссозданиям. Его рост и объем мозга близки к современному. С неандертальца начинается усиленное общественное развитие, и тогда уже существовали стада в шкурах с дубинами в руках, изображенные на диарамах в краеведческих музеях. Именно у неандертальца возникает обычай захоронения трупов, и, стало быть, с него начинается духовная культура. Без разума и речи, но с верой в сверхъестественное? Можно ли говорить о возникновении таких представлений у бессловесного существа? Изготовление орудий опередило речь на несколько миллионов лет. Почему же захоронение трупов должно начаться только после ее появления? Конечно, развитые обряды требуют наличия речи, но, вообще говоря, представления о высшем духовном начале совсем не нуждаются в ней, как видно на примере мистики — представления о единстве со сверхъестественным, которое не нуждается в словесном оформлении.
Итак, 350—200 тыс. лет назад произошел важный сдвиг в становлении человека — возникли зачатки духовной культуры. Здесь уместно заметить, что термин «культ» служит основой понятия «культура». Отметим вывод культуролога и писателя Мирче Элиаде, что «в архаических обществах доступ к духовному выражается через символизм смерти»1. Итак, с осознания смертности и захоронения трупов начинается духовная культура. Известное у обезьян манипулирование предметами, не имеющее практических целей, становится самоценным для человека. Стало быть, самоценной становится духовная культура, в которой и проявляется впервые данный феномен. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. С. 233. 24 Начало материальной и духовной культуры Захоронения трупов отсутствуют у животных — здесь граница, которую они не в силах перейти. Духовная культура выполняет ту же, но по большей части невидимую работу, что и материальная культура. Человек Умелый оббивает гальку, преврашая ее в нечто иное с другими функциями. Неандерталец заменяет животное восприятие на нечто, способное создавать произведения духовной культуры. Духовная культура оказывает влияние на материальную, та — на преобразование среды, а та, в свою очередь, — человека, и получается контур обратной связи, ускоряющий развитие. Отказ от обязательной непосредственной полезности действия ведет к повышению эффективности практической деятельности. Данный контур обратной связи, по-видимому, ответствен за ускорение исторического процесса и эволюции человека. Духовная культура — главный фактор человеческого прогресса, а движущей силой его становится творец духовной культуры — человек. Нет ничего удивительного в том, что сначала развивается материальная культура. На определенном ее этапе складываются предпосылки для появления духовной культуры, и с этого момента резко ускоряется развитие человека. Несколько миллионов лет понадобилось для перехода от материальной к духовной культуре. Затем прошло еще 150 тыс. лет — и появляются разум и речь. Отходя все дальше от животных, человекообразное существо превратилось в неоантропа. Проходит время, и вот наступает решающий этап в становлении человека. Это кроманьонец, Человек Разумный, похожий на нас внешним обликом и ростом. Закончилась в целом телесная эволюция, начинается эволюция социальной жизни — род, племя... Дальше пойдет эволюция хозяйственной жизни, определяемая развитием техники. Разум и язык невозможны друг без друга, а вместе они дают то, чего лишена дочеловеческая жизнь, — социальное наследование приобретенных признаков. Если и не совсем правильно сказать «в начале было слово», тем не менее речь играет ключевую роль в формировании сознания. С появлением языка и разума изменяется мозг. «Ныне атрополо-гии достоверно известно, что у всех представителей семейства троглодитид, даже самых высших, т. е. палеоантропов (неандертальцев в широком смысле слова), не говоря о нижестоящих фор-мах, в архитектонике мозга отсутствовали все верхние префрон-тальные формации коры головного мозга, а также те зоны височной и теменной областей, которые осуществляют второсигнальное 25 Культурология в вопросах и ответах управление и деятельностью, и восприятием, и всеми вообще функциями организма человека»1. С появлением языка начинается видимая духовная культура — как создание качественно нового, не относящегося к практической материальной деятельности, абстрагирующегося от непосредственных задач (хотя еще у неандертальцев появляется то, что можно назвать искусством, — вылепленные фигурки людей). Главное отличие человека от животных не в материальном бытии, хотя у человека оно также специфично, а в его бытии духовном, которое у животных полностью отсутствует, т. е. в духовной культуре, сотворившей речь и разум. Именно речь порождает человека в полном смысле слова. С речью и мышлением появляется идеальное и берет начало культурное время (но не социокультурное, поскольку социальность и культурность не одно и то же — различают социальное и культурное время, каждое со своими особенностями). Возникновение языка несомненно связано со словесным творчеством и ведет к становлению новых форм искусства в дополнение к наскальным рисункам. Отметим идею Поршнева: исходный психофизиологический механизм развития искусства тот же, что и возникновения речи, — преодоление внушения со стороны других индивидов. I* • Охотничье-собирательное хозяйство Чем ближе к порогу собственно человеческой истории, тем больше данных о важной роли охоты в жизни общества. Единство человека и природы было разрушено, когда человек начал создавать орудия убийства. Те дубины, с которыми одетый в звериную шкуру первобытный человек гонится за мамонтом на диарамах в краеведческих музеях, были первой подменой жертвы Маугли на благо единства с природой. По мнению М.М. Будыко, экономической основой жизни человеческого общества в верхнем палеолите (40-15 тыс. лет до н. э.) была охота на крупных животных. Сделавшись охотником, человек вступил на путь разрыва с природой. Теперь его отношения с природой оказались чреваты опасностью локальных и региональных Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 175. 26 Охотничье-собирательное хозяйство кризисов, повлекших за собой гибель отдельных культур, пока, наконец, не привели в настоящее время к глобальному экологическому кризису. Социализированный и производящий орудия человек мог активно воздействовать на природу, противопоставляя себя ей и перестраивая ее. В результате разразился первый экологический кризис, когда технический прогресс средств охоты привел к уничтожению крупных животных, да и над самим человеком сгустились тучи. М.М. Будыко, используя метод математического моделирования, пришел к выводу: «Окончание культуры палеолита в Европе, возможно, было в известной мере результатом неразрешимого противоречия между созданной человеком верхнего палеолита техникой массовой охоты на крупных животных... и ограниченностью природных ресурсов для этой охоты, которые через некоторый период времени оказались исчерпанными»1. Ряд исследователей считают исчезновение мамонтов и других крупных млекопитающих в какой-то степени антропогенно обусловленным. Главная причина данного экологического кризиса, по Будыко, в более высокой скорости эволюции человека по сравнению со скоростью эволюции преследуемых им животных. Кризис охотника был, в отличие от кризиса австралопитека, не кризисом слабости, а кризисом силы, как и современный экологический кризис, хотя древний охотник не выглядит ретроспективно таким уж сильным, как не покажемся, наверное, и мы нашим потомкам спустя 30—40 тыс. лет. Дело не только в скорости эволюции, айв направленности применения человеческих сил, разрушавшей прежнее единство человека и природы. Данный промежуток человеческой истории был назван дикостью, и это верно — в те далекие времена преобладал агрессивно-потребительский стиль жизни. Исследования Будыко показывают опасность агрессивно-потребительского поведения. Конечно, это в определенной мере требуется для существования в «сфере необходимости», но должно преодолеваться культурным прогрессом, который в описываемый период выразился в переходе от присваивающего к производительному хозяйству, к земледелию и скотоводству. Возможности для этого были; вызов превратил их в реальность. Будыко М. М. Глобальная экология. М., 1977, С. 252. 27 Культурология в вопросах и ответах Если экологический кризис верхнего палеолита действительно имел место, то он оказал в той или иной степени влияние на эволюцию человека, способствовал развитию новых форм и способов хозяйствования.
<< | >>
Источник: Горелов А.А.. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо. — 288 с. — (Полный курс за три дня).. 2008

Еще по теме Начало материальной и духовной культуры:

  1. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  2. Материальная и духовная культура
  3. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ
  4. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
  5. § 3. Духовная жизнь под сводами мечетей Нижегородского края (XIX - начало XX веков)
  6. 3.1. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДЫ
  7. Духовная культура и ее элементы
  8. 2. Духовная культура
  9. 8.5.1. Ситуация «Выявление элементов духовной культуры организации»
  10. 5. Культура и духовная жизнь
  11. Составные части духовной культуры
  12. Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  13. Достижения в духовной культуре
  14. § 34. Место искусства в духовной культуре
  15. Мифология как отрасль духовной культуры
  16. Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры
  17. 3. Культура и духовная жизнь
  18. духовная культура в период разложения первобытного общества
  19. 6. Культура и духовная жизнь Германии в 1945-1949 гг.
  20. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ