<<
>>

Миф и утопия

Выше мы. уже упоминали о роли первобытных художников, которые изображали реальный мир как бы в знак протеста против колдовства коллективного мифологического сознания. С развитием политической идеологии возникают утопические проекты преобразования общества, авторами которых выступают отдельные личности..
Утопии не только изображали в ином времени «золотой век», относя его, в противовес мифологии, в будущее, а не в прошлое. Утопии были и остаются самыми настоящими мифами в области политической идеологии, концентрированным выражением политического мифотворчества. Ведь и политика в целом направлена на достиже- ние «золотого века» в будущем времени, но она является областью бессознательного творчества, в то время как утопии создавались вполне сознательно как протест против стихийности и бессознательности. Если первобытные художники изображали реальность в противовес идеальности мифов, то авторы утопий изображали некую идеальность в противовес реальности политической жизни, жизни общества в целом. Утопии основаны на схематическом понимании развития культуры и, как правило, склонны к эсхатологии, к представлению о завершении исторического процесса. И это естественно, поскольку авторы утопий стремятся противопоставить стихийности и бессознательности именно рационализм, который не может не содержать в себе представлений о неизбежности смерти. Это ограничивает возможности утопий стать реальностью и тем самым утратйть значение мифов. И все же общая тенденция такова, что утопии становятся все более массовыми, и утопические проекты превращаются в дело многих, которых не удовлетворяет какое- либо одно представление о будущем. Каждый человек, развиваясь как личность, стремится выработать собственное представление о будущем, иметь свою, «личную», утопию. Культура будущего — это сознательное коллективное творчество, в процессе которого каждый человек обретет себя как свободную личность. Сегодня подобный взгляд еще кажется утопией, мифом. Но обретение личной свободы каждым человеком создает предпосылки к тому, чтобы вся прошлая история была осознана как миф и предыстория. О реальности такого положения свидетельствует тот факт, что на всем протяжении истории рождались мыслители, призывавшие людей отказаться от переустройства общества по одному и тому же плану, от одной на всех утопии и направить свои творческие усилия на саморазвитие, на создание мира в себе. Среди этих мыслителей были Будда и Сократ, Кант и Гете, Достоевский и Толстой. Их призывы и по сей день воспринимаются как утопия. И сегодня можно столкнуться с мнением, что самое существование Будды или, скажем, Иисуса Христа является вымыслом, мифом. И ведь в самом деле: этим мыслителям, разрушавшим коллективные иллюзии, трудно отыскать место в истории культуры, они находятся как бы вне культуры или, что в сущности одно и то же, пронизывают собой всю культуру.
<< | >>
Источник: Полищук В.И.. Культурология: Учебное пособие. 1999

Еще по теме Миф и утопия:

  1. «Гражданское общество» как «конкретная утопия»
  2. Феодальная утопия
  3. УТОПИЯ Книга первая
  4. б)              Прорицание, утопия и прогноз
  5. АЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОТЕСТА, ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ
  6. «Безнациональный» человек: утопия или реальность XXI века?
  7. Миф и архетип
  8. Миф как реальность и реальность как миф
  9. Глава 13 Национально-мессианская утопия становится политической программой. — Сионские протоколы (текст).
  10. Миф о пещере
  11. Миф об Эре