Задать вопрос юристу

Миф и обряд

В Древней Греции из струнных инструментов была особенно распространена лира. Мифологическая традиция приписывала ее изобретение богу Гермесу, который натянул струны, сделанные из внутренностей животного, на черепаший панцирь.
Инструмент Гермес уступил покровителю музыки Аполлону. Первоначально греки делали лиры из панцирей черепах, только позже они стали использовать дерево и бронзу. Греки придавали большое значением танцам, связанным с праздничными процессиями. Примером таких танцев могут служить хороводы во время Панафинейских празднеств в Аттике. Нарядно одетые девушки двигались ритмично, в такт музыке, распевали обрядовые песни, прославляющие богиню Афину, покровительницу государства. Танцующая процессия направлялась к храму богини в Афинах. Подобный характер имел и танец спартанских девушек во время праздника Артемиды. При этом каждая из танцующих девушек несла на голове корзину с жертвенными дарами богине. В Афинах обрядам и праздникам, связанным с героями мифов, придавалось такое значение, что порой из-за них откладывались смертные казни. Так случилось с Сократом. Приговоренный к казни, он сидел в тюрьме в ожидании прибытия в Афины посольства, которое отправилось в Делос на праздник Аполлона, поскольку во время отсутствия посольства в городе казни были запрещены. Единство словесной и действенной сторон первобытной культуры Обряды, ритуалы и мифы составляли единство в древней культуре. Такое единство и характеризует ее синкретичность. Тесная связь и непосредственное совпадение словесной или мыслительной стороны жизни, закрепленной в мифах и преданиях, с ее действенной стороной, существующей как обряды и ритуалы, представляет собой культ. С культа начинается культура. Смысл различных культов заключался в том, что человек должен был поступать так, как поступали герои мифов. Культ возвышал человека над обыденностью первобытной жизни и дикостью животного существования. Поступая, как мифические герои, разыгрывая сцены их жизни, человек уподоблял себя им, и это делало его человеком. Поэтому можно сказать, что с культа начинался и сам человек. Самый древний культ Культ — это поклонение, почитание. Самым древним объектом культа был, вероятно, огонь. В II. 1 мы говорили об особой роли женщины в первобытной культуре. Это связано с тем, что женщина выступала хранительницей огня, хранительницей маленького освещенного и освященного пространства, крова, где можно было чувствовать себя в тепле и относительной безопасности. Женщина и огонь рассматривались как символы жизни и культуры. Научившись добывать и хранить огонь, человек стал отличаться от животных. Именно при свете огня человек увидел самого себя и свою особенность. В свете солнечного дня человек не выделял себя из природы. Солнце светило всем, огонь светил только человеку, и это чувствовали даже звери, обходившие его стороной. Огонь явился очевидным признаком культуры и независимости человека от внешнего мира. Говоря символически, деятельность человека светилась уже не отраженным светом, а своим собственным. Употребление огня стало началом культуры как человеческого способа жизни. Человек уже в древности понимал особую роль огня, его символическое значение для себя. Вокруг огня происходили самые древние таинства и обряды. Древние мифы хранят предания о том, что именно «дар огня» вызвал негодование бессмертных богов. Прометей многому научил человека, раскрыл тайны наук и искусств, но все это не беспокоило богов. Титан был наказан за то, что принес людям огонь. Общекультурное значение единства слова и дела Единство словесной и действенной сторон первобытной культуры сохраняло свое значение на всем протяжении последующего развития человека. Оно выражалось как требование единства слова и дела. Особая роль этого единства отмечалась и в древности. Оно есть непосредственное выражение творчества. Евангелие от Иоанна начинается с прямого свидетельства изна- чальности Слова, которое было у Бога и было Бог. Оно стало пло- тию и обитало с нами, писал Иоанн. Здесь мы видим указание на то, что совпадение слова и дела, деяния послужило началом новой жизни и имело историческое значение. Вся культура основана на совпадении слова и дела, а их несовпадение всегда было разрушительно для культуры. Когда слова и мысли людей не соответствуют их поступкам, разрушается исходное единство словесной' и действенной сторон культуры, единство духовности и материальности. Образно говоря, такое состояние является болезнью культуры, что сказывается и на состоянии самого человека, на его нравственности.
<< | >>
Источник: Полищук В.И.. Культурология: Учебное пособие. 1999

Еще по теме Миф и обряд:

  1. Обычай, обряд, ритуал как моменты традиции
  2. Отправление подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов.
  3. §2. Социокультурная роль традиционных обрядов жизненного цикла
  4. Обряды
  5. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД
  6. Погребальный обряд
  7. §305. Символика и обряды очистительного танца
  8. Миф и архетип
  9. Погребальный обряд в пешерах у сапотеков
  10. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ
  11. Миф как реальность и реальность как миф
  12. Миф о пещере
  13. Миф об Эре
  14. Марка как полезный миф
  15. Оперативная магия языка и миф
  16. §3. Рефлексия традиционных обрядов жизненного цикла в молодежной среде