<<
>>

Культура слова и духа

Эпоха ранней Империи оказалась неблагоприятной для ораторского искусства, которое было высоко развито в Риме времен республики и гражданских войн. Уже во времена известного оратора, политического деятеля и философа Цицерона наблюдался упадок риторики.
Цицерон в начале 46 г. до н.э. в диалоге «Брут» связывал это с упадком республиканской свободы в годы диктатуры Цезаря. В период правления Августа ораторское искусство из средства политической борьбы превратилось в «чистое искусство». Организовывались состязания ораторов, турниры красноречия. Зал, где выступал оратор, называли «аудиториум», а преподаватель красноречия — «профессор». Ораторское искусство стало средством воспитания культуры слова. Но еще Цицерон, глубоко изучивший греческую философию, определял ее как «культуру духа». По его мнению, культура слова тесно связана с культурой духа и ораторское искусство нужно сочетать с занятиями философией. Такой широкий взгляд на красноречие сохранился и позже, когда оно стало академическим и на смену, частным преподавателям пришли учителя публичных школ, которым государство платило жалованье. Во второй половине I в. римский оратор и теоретик риторики Квинтилиан написал большой трактат «Об образовании оратора» в 12 книгах. Квинтилиан был убежден, что ораторское искусство должно стать частью программы всестороннего философского образования и воспитания духовных качеств. Подобное понимание места и роли ораторского искусства было обусловлено широко распространившимися в Риме и провинциальных городах философскими учениями. Киники и стоики учили культуре духа. Образованные мастера красноречия понимали, что культура слова не может быть достигнута без культуры человеческой духовности, которая формируется философией. Культура и культ цезарей Нужно заметить, что культура эпохи ранней Империи развивалась как оформление культа цезарей, начало которому положил Август. Принцепс принес с собой мир, и римские поэты не уставали восхвалять Августа как миротворца. В городах Малой Азии его именовали «сотэр» — спаситель. Двери храма Януса, которые, по римскому обряду, полагалось держать открытыми, пока государство находится в состоянии войны, и которые в течение двухсот лет были распахнуты, при Августе закрывались трижды. Торжественное закрытие Августом дверей храма было воспето Горацием. Личные боги Августа почитались как государственные, его именем клялись, следили за тем, чтобы в день его въезда в город не совершались казни. Сам Август написал Горацию письмо, упрекая его в том, что он не посвятил ему ни одной оды, и спрашивал поэта: не думает ли он, что это уронит императора в глазах будущих поколений. Культура и культ цезарей .были тесно связаны друг с другом, и культурный подъем, который наблюдался в эпоху ранней Империи, был развитием и утверждением культа. Культура предполагает поклонение, и не случайно слово «культ» является частью слова «культура». Потребность в поклонении, в почитании — это глубокая человеческая потребность, она пронизывает собой всю культуру, всю ее историю. Можно сказать, что своим существом культура обязана этой потребности. Но важен именно объект поклонения. В Римской империи таким объектом был император, власть, сама Империя. В соответствии с этим строилась вся культура. Человек должен был видеть, лицезреть объект поклонения, все вокруг должно было напоминать ему об императоре, о несокрушимости власти, о величии Рима.
<< | >>
Источник: Полищук В.И.. Культурология: Учебное пособие. 1999

Еще по теме Культура слова и духа:

  1. Приложение Из статьи В.М. Межуева «Национальная культура и современная цивилизация» (В кн. «Освобождение духа». М.: Политиздат. 1991)
  2. VI. Философия духа и философия культуры
  3. 3. ОТ ФИЛОСОФИИ ДУХА К ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  4. «Явление русского духа»
  5. Феноменология Духа
  6. Поведение духа
  7. ЛЮДИ СЛОВА
  8. Отмирающие слова
  9. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
  10. ПРОРЫВ НА ФРОНТЕ ДУХА
  11. Свобода слова: четырехкомпонентная модель
  12. История слова
  13. Некоторые забытые слова