Задать вопрос юристу

Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры

Искусство — отрасль культуры, выражающая не практическое, а эстетическое отношение к действительности. Предпосылкой возникновения искусства выступает мистическое воображение, направленное на достижение определенных культурных целей.
«Вряд ли можно сомневаться в том, что все человеческое искусство первоначально развивалось на службе ритуала и что автономное искусство — «искуство для искусства» — появилось лишь на следующем этапе культурного развития»1. Постепенно воображение отрывалось от мистических корней и становилось самоценным. А когда оно довлеет и претендует на решение основных проблем, стоящих перед человеком, искусство становится главенствующей отраслью культуры. Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры. Искусство — синтез мистики и языка (в том числе языка живописи, пластики и иных форм культуры), и чем большее значение обретали речь и мышление, тем выше становилась роль искусства. Когда слово появилось, оно должно было рассматриваться как нечто сверхъестественное, хотя бы потому, что имело огромное социальное значение, и это отразилось на значении искусства. Литература вырастала из словотворчества, творила язык, который затем использовался для создания мифологии. Искусство создает эмоциональные связи в условиях, когда логические связи еще отсутствуют. В этом смысле искусство названо 1 Лоренц К. Агрессия. М., 1994. С. 83. 46 Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры «мышлением в образах». Вначале так и было. На следующем этапе эмоциональные связи будут заменяться логическими, приближая искусство к мифологии и философии. Танцами, наскальными рисунками искусство служило мистике, а точнее, магии, которая вдохновлялась мистическими представлениями. И тем не менее это была не только видимая, но и рационализированная мистика, поскольку в самой дифференцированное™ произведений искусства, их построении, композиции и содержании должны присутствовать элементы рациональности. Говоря точнее, искусство изначально — не мышление в образах, а образы, ведущие к мышлению. В своем развитом виде искусство — целостное мышление-чувствование, в котором слиты отражательный, воображательный и смысловой моменты. Этим искусство отличается от науки, религии и философии, поскольку в первой преобладает отвлеченно-рациональный отражательный момент, во второй — отвлеченно-чувственный воображательный, а в третьей — смысловой, определяемый главным для философии — поиском смысла жизни как высшей цели. Искусство рассматривалось Л.Н. Толстым как способ единения людей на чувственном уровне. «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»1. Это определение искусства хорошо согласуется с высокой ролью подражания и внушения в жизни первобытного человека. Это же рождающееся чувство сопереживания, общее для всей культуры, роднит искусство с мистикой. Как и мистика, искусство основано на отождествлении. «Настоящее произведение искусства делает то, что сознание воспринимающего уничтожает разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства»2. Это слияние достигается не непосредственно, как в мистике, а опосредованно через звуки, слова, движения. Цель искусства, то Толстому, — любовное единение 1 Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. М., 1983. Т. XV. С. 80. 2 Там же. С, 165. 47 Культурология в вопросах и ответах всех людей, и вдохновляется оно любовью, помогающей передавать свои чувства другим. Вывод Толстого имеет отношение к культуре в целом. Вся культура является способом единения людей, а различные отрасли ее отличаются тем, как именно оно воплощается в жизнь. Искусство объединяет людей на уровне воображения, как религия — на уровне веры, философия — на уровне понятий, наука — на уровне теорий. Искусство в социальном смысле отличается от других отраслей культуры формой, но не сутью. Главным мерилом искусства Толстой считал степень заразительности, хотя важно, конечно, и внутреннее совершенство. Подлинное произведение искусства способно перевернуть душу человека и его жизнь. Искусство самоценно в себе самом и не должно подчиняться какой-либо внешней идее. Но как отрасль культуры оно отвечает высшим потребностям людей и главенствует тогда, когда составляет сердцевину их поисков и переживаний. Вершиной искусства остается время, когда, появившись в форме обрядов и ритуалов, оно играло основную духовную роль в жизни людей, объединяя в них то, что преобладало, пока они не стали видом Homo sapiens, — их чувства.
<< | >>
Источник: Горелов А.А.. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо. — 288 с. — (Полный курс за три дня).. 2008

Еще по теме Искусство как первая отрасль видимой духовной культуры:

  1. Мистика как первая отрасль духовной культуры
  2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРЕ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА. ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
  3. Мифология как отрасль духовной культуры
  4. Философия как первая отрасль рациональной культуры
  5. § 34. Место искусства в духовной культуре
  6. Глава 3 ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
  7. Идеология как отрасль культуры
  8. Духовная культура и ее элементы
  9. 3.1. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ВИДЫ
  10. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
  11. 2. Духовная культура
  12. Составные части духовной культуры