<<
>>

Гомеровский период

Древнейший период греческой культуры носит название гомеровского по имени Гомера - легендарного автора эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Именно в этот период сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.

Мифы (от греч.

ту^юэ - повествование, басня, предание) - создания коллективной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно- конкретных персонификаций п одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными-01.

Мифы - это определенное представление о мире, цельная система взглядов, в соответствии с которыми воспринимается мир. Сложившись в первобытной культуре, мифология впоследствии явилась основой формирования науки, политической идеологии и т. п. Происходит своеобразное переосмысление мифов при включении в новые структуры. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве, связанном с мифом прежде всего по типу отражения действительности.

Греческая мифология имеет свою историю развития.

л"См.: Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987. - С. 222.

о Культурология Различаются следующие этапы: -

дофессалийская или доолимпинская мифология, порожденная еще периодом матриархата; -

фессалийская пли олимпийская, связанная с патриархатом ц примитивными формами раннего крито-мпкенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп п переходом к художественному развитому п строгому героизму. Этот этап получил название классической мифологии, основанной па гармоническом п художественном восприятии мира.

В этот период в мифологии появляются герои, побеждающие чудовищ, ранее пугавших воображение человека. Вместо мелких божков п демонов является одни главный, верховны!'! бог Зевс, которому подчиняются все. Боги живут на горе Олимп, где воцаряются отношения патриархальной общппы.

Мифология отразила и процесс роста самосознания человека. Мифологический герой в период гак называемого «позднего героизма» вступает в спор, в состязание с богами, за что оип нередко метят. Спмволпчеп образ Прометея, который страдает за свою помощь людям: по приказу Зевеа он прикован к скале, п ежедневно орел терзает его печень.

Па основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важпейшпм источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывают Гомеру-0’.

Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, по реальная история здесь переплетена с более рапппмп мифами. В «Илиаде» нашла воплощение героическая тематика, в «Одиссее» - бытовая и сказочная.

События «Илиады» охватывают десятый год войны, незадолго до падения Троп. Сюжетное время поэмы - 51 день. По событиям этих дней дается максимально насыщенное изображение военной жизни того периода. Сюжетообразующее начало поэмы - гнев Ахилла, вызванный ссорой с предводителем войска Агамемноном, отобравшим у героя его пленницу Брпсенду. И первое слово гомеровского текста - «гнев»:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пслеева сына.

Грозный, который ахеяиам тысячи бедствий соделал:

?’"’См.

подробнее и кн.: Лосев А. ср. Гомер. - М., 1960.

Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (соверишлася Зевсова воля), - С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Дальнейшее развитие сюжета таково: оскорбленный Лхилл покинул войско и вернулся лишь после гибели Патрокла. Кульминация поэмы - поединок Ахилла с Гектором, виновником гибели Патрокла. Развязка - возвращение отцу убитого Гектора - Приаму - тела его сына.

Вторая поэма Гомера рассказывала о странствиях Одиссея, его возвращении домой, длившемся десять лет. Эти годы были полны приключений и невероятных событий (эпизод с одноглазым циклопом Полифемом, пребывание в подземном мире, у нимфы Калипсо и т. д.). Заключительные главы повествуют о возвращении Одиссея в Итаку, где его ждет верная Пенелопа, о счастье, воцарившемся в его доме.

В «Одиссее» Гомер использует своеобразный композиционный прием: рассказ в рассказе. Повествование о фантастических событиях ведется не от лица автора, а содержится в рассказах героя о его странствиях. Так автор как бы не участвует в мифологизации действительности.

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - гуманизм, проявляющийся в прославлении жизни п человека. Гомер воспевает мужество человека, его доблесть, верность в дружбе, любовь к родине, уважение к старости, т. е. те свойства н качества, которые приобрели общечеловеческий характер.

Так, Ахилл самолюбив, страшен в гневе, подвержен личным обидам, но ему присущи высокие нравственные понятия, которые и определяют его поступки: возвращение в войско, искупление вины героическими подвигами. Особенно знаменателен финал поэмы, где гнев Ахилла разрешается великодушием и милосердием: тронутый горем Приама (отца убитого Гектора), его мужеством (Приам явился безоружным в стан врага), ^дд,

Ахилл выдает тело Гектора, которое, по обычаю,

Должно было быть предано поруганию. На время совершения погребальных обрядов прекращаются военные действия. Так поэма воспевает человечность героя.

Размышляя о жизни и смерти, герои Гомера стремятся оставить о себе славную память. Ахплл говорит:

Так же и я, коль назначена доля мне равная, лягу,

Где суждено, но сияющей славы я прежде добуду!

Многозначен образ Одиссея. Он символизирует стремление к познанию, неуемную страсть первооткрывателя, путешественника.

Знаменательно, что под именем Улисса он появляется в произведении XIV в. - поэме Данте «Божественная комедия». Улпсс призывает своих товарищей отдать свою жизнь «постнженмо новизны, чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!». Улисс отправляется в смелое плавание в неведомые места, доплывает до границ чистилища, стремясь познать то, что недоступно смертному. За свою дерзость он расплачивается жизнью, по Данте вслед за Гомером утверждает у стами героя:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.

В бессмертных поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» раскрывается трагическая сущность войны, несущей страдания и смерть, осуждается «междоусобная брань, человекам ужасная», содержится призыв к миру:

О, да погибнет вражда от богов и от смертных, и с нею

Гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!

Поэмы Гомера органически связаны с фольклором. Написаны они гекзаметром40’ - основным размером античной поэзпп, придающим изложению приподнятое, торжественное звучание.

В России интерес к Гомеру начал проявляться одновременно с усвоением византийской культуры. Усилился он в XVIII в., но первый полный перевод «Илиады» гекзаметром сделан уже в XIX веке Н. И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» - В. А. Жуковским (1849). Эти переводы не утратили своего значения и в наши дни.

Эпический жанр развивался в древнегреческой поэзии и впоследствии. К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода (VIII - VII вв. до н. э.). До нас дошли две поэмы Гесиода: -«Труды и дни» и «Теогония» («Родословная богов»).

Архитектура и изобразительное искусство гомеровского периода не достигли высоты и совершенства эпической поэзии. В эту эпоху зарождается монументальная архитектура, дошедшая до наших дней в развалинах. Она представляет собой переработку более раннего типа, развитого в эгейской культуре, - мегароиа.

Существовала примитивная скульптура культового назначения: ксоаны - грубо обработанные идолы из дерева или камня. Более поздние раскопки обнаружили статуэтки из глины, бронзы или кости, исполненные наивной радости, например, «Пахарь», «Герой и Кентавр» (VIII в. до н. э.). Развитие ремесел приводит к расцвету прикладного искусства (керамика, вазопись). Геометрический орнамент, тонкое чувство ритма, мастерство композиции в компоновке многофигурных сцен определяют художественное совершенство дипилонских ваз, имевших культовое значение (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах).

Таким образом, уже древнейший период развития греческого искусства дал миру произведения непреходящего значения но общечеловеческим ценностям, заключенным в их содержании, образной системе, совершенству художественного исполнения.

<< | >>
Источник: А. С. БЕРЕСТОВСКАЯ. Культурология. Учебное пособие. - Симферополь: Бпз- иес-Информ. - 392 с.. 2003

Еще по теме Гомеровский период:

  1. Вопрос 30. Гомеровский период. Период Архаичной культуры
  2. Гомеровский эпос
  3. РУССКИЙ НАРОД И ЕГО ГОСУДАРСТВА. КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, МОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД, ЭПОХА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА, ПЕРИОД РОМАНПВСКПЙ РПССИИ
  4. 1.2.1. Отечественная педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древнейших времен до XV!! в.)
  5. 43.6. Налоговый и отчетный периоды
  6. Додинастический период
  7. 11.5. УЧЕТ ДОХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ
  8. Раннединастический период
  9. Счет 98 "Доходы будущих периодов"
  10. Счет 97 "Расходы будущих периодов"
  11. ЧЕТВЕРТИЧНЫЙ ПЕРИОД
  12. § 1. Общая характеристика периода
  13. Литература Поздней Античности как переходного периода
  14. РАННИЙ ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
  15. § 1. Общая характеристика периода