<<
>>

Древняя Греция

Первыми систематизаторами античных мифологических представлений о закономерностях культурно-исторического процесса были Гомер и Гесиод. Гомера считают автором эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Но возможно, что «Гомер» означает просто «поэт», т.е.
является собирательным именем. - Если Гомер полулегендарен, то Гесиод — историческая личность. Его труды — это результат индивидуального творчества. Он происходил из крестьянской семьи, воспевал крестьянский труд (слово «культура», как мы помним, появилось как синоним именного такого труда). Гесиоду принадлежат поэмы «Труды и дни» и «Теогония». В первой он рассказывал о своем конфликте с братом, наставлял его на праведный путь. Брат промотал свою долю наследства, а потом отсудил и долю Гесиода. Гесиод вынужден был голодать, но его спасли честность и трудолюбие. Культуру труда и жизни Гесиод противопоставил стихийности и необузданности нравов. Исторические взгляды Гесиода выражены в легенде о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, бронзовом, героическом и железном. Первые два поколения относятся к времени господства Крона, отца Зевса, три последующие — к времени самого Зевса. Первые люди «жили, как боги», но последующие поколения ухудшались, в обществе становилось все меньше «золотых» людей и все больше людей «железных». Гесиод предрекал гибель железного поколения, предвестием чего будет рождение «седых младенцев».. Гесиод провел четкую грань между животными и людьми именно по критерию нравственности. Он говорил: «Звери... не ведают правды. Людям же правду Кронид даровал — высочайшее благо». Моральный кодекс Гесиода сводится к необходимости соблюдать меру в делах и поступках, даже жертвы богам нужно приносить в меру своего достатка. Культурная жизнь людей начинается с дара Прометея — огня, который был похищен им у Зевса. Гефест по воле Зевса, ненавидевшего людей, создает Пандору («всем одаренная»), женщину прелестную, но лживую и двуличную (от нее произошел «женщин губительный род»). Пандора открыла ящик (или сосуд) со всевозможными бедами и выпустила их на волю (помните, «ящик Пандоры» !). На дне осталась только надежда, которая и поддерживает людей, одолеваемых множеством напастей. Представления о развитии культуры в философии Платона Поэма Гесиода «Труды и дни» стала для древних греков истинной сокровищницей поучений и советов, Еще большее влияние на развитие античных представлений о культуре и на развитие мировой культуры оказал живший четырьмя веками позже Гесиода Платон (427—347 до н.э.). Он воспринял от Сократа идею неразрывной связи социального порядка и этических ценностей. Платон, будучи философом, пытался рационально обосновать свои взгляды, уповал на мышление, а не на чувственные образы, хотя и ими не пренебрегал. Он настаивал на самостоятельности идей Истины, Добра и Красоты. Видимое бытие, считал он, укоренено в невидимом, которое необходимо понять как истинное бытие. Размышляя о судьбе своего народа, Платон, как и Гесиод, пришел к выводу, что родился слишком поздно, что греки не приближаются, а удаляются от идеала — золотого века. Он считал, что в истории господствуют поочередно честь, богатство, толпа, которые представляют собой деградацию культуры, утрату ею аристократизма и высших качеств. Он построил модель «своего» государства. Эта модель явила собой одну из первых утопий и послужила началом традиционных для них построений «закрытых» авторитарных государств. Не удивительно, что идеи Платона были близки многим идеологам тоталитарной власти. К примеру, нацизм во многом осуществил замыслы Платона. Антиномии культуры и природы у софистов, киников, стоиков и эпикурейцев ?Проблема культуры и ее смысла впервые возникает у софистов в V в. до н.э. В Афинах в то время была популярной проблема врожденных человеческих качеств или неписаных законов, которым часто противоречили законы писаные. Яркой иллюстрацией такого противоречия выступали античные трагедии. Гражданские установления, считали софисты, часто насилуют человека, и он вынужден вести себя вопреки естественным свойствам. Софисты впервые осознали образование как процесс превращения человека, его «уничтожения». Вот, к примеру, образец такого рассуждения. — Сделать необразованного человека образованным — значит убить его. — Как так? — Став образованным, он уже будет не тем, чем был, не так ли? А убить человека — это и значит сделать его не тем, чем он был. Еще дальше пошли в этом отношении киники. Они пропагандировали возврат к природе, простоту первобытного существования и естественность нравов, вплоть до открытого удовлетворения физиологических нужд. Киническая критика искусственности и испорченности общественных нравов была воспринята стоиками. Они понимали душу человека как часть мировой разумной души и считали, что во имя спасения души человек должен стоически претерпевать причастность свою, вынужденную, но все же необходимую, к миру и стараться жить согласно природе, логосу. Только такая жизнь является добродетельной. Тему наслаждения как естественного состояния человека развивал Эпикур (341—270 до н.э.) и его последователи. Он понимал наслаждение как отсутствие страданий, что достигается отрешенностью от общественных и государственных дел, самоустранением от тревог и забот. «Живи незаметно», — советовал Эпикур. Мудрец, считал он, стремится к естественной жизни, к удовлетворению лишь природных потребностей.
<< | >>
Источник: Полищук В.И.. Культурология: Учебное пособие. 1999

Еще по теме Древняя Греция:

  1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  2. Архаическая Греция
  3. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ, ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ, ДРЕВНИЙ КИТАЙ
  4. Вопрос 10. Культура Древнего Египта. Эпоха древнего царства
  5. § 3. Древние народы на территории России. Население древней Башкирии.
  6. 6. Основные кодификации Древнего Востока Право Древней Месопотамии
  7. Раздел 3. Типы цивилизаций в древности. Проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизация древней Руси.
  8. Искусство Древней Греции
  9. Становление философии в Древней Греции
  10. Древний Египет
  11. Мифология Древней Греции
  12. Древний Египет.
  13. Философия Древнего Рима
  14. ДРЕВНЯЯ ГЕОГРАФИЯ
  15. Вопросы древней топонимики
  16. Древние индонезийцы