<<
>>

Доисламская Аравия

Аравийский полуостров — самый большой на земном шаре и по площади превышает четвертую часть Европы. Территория полуострова — степи, пустыни и полупустыни, для земледелия пригодна лишь незначительная его часть, С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами.
На юге, где были достаточные водные ресурсы, еще в I тыс. до н.э. сложилась земледельческая культура. Арабы-земледельцы выращивали здесь злаки, фрукты и овощи, у них были развиты ремесло и торговля. Но большинство населения полуострова составляли кочевники- скотоводы — бедуины (степняки), занимавшиеся преимущественно разведением скота, торговавшие с арабами-земледельцами. В середине I тыс. племена бедуинов переживали процесс разложения первобытнообщинных отношений: появилась племенная знать и зависимые люди — салутси. Большое распространение, особенно на юге полуострова, в Йемене, цолучило рабство, но в экономическом отношении оно все же играло менее заметную роль, чем процветавшая в те времена торговля. Последняя явилась одной из причин того, что Аравия стала объектом внешних завоеваний. В VI в. Визан тия и Иран боролись за торговые пути, проходившие через Йемен и Западную Аравию. При этом, в частности, предпринимались попытки насаждения христианства, но ему противостояли старые языческие верования. Результатом этой борьбы стало изменение торгового пути между Индией и Средиземноморьем таким образом, что он проходил по территории Ирана, а не Йемена. Оставаясь в стороне, Йемен переживал экономический упадок. Немало южноарабских племен переселилось на север полуострова. Ухцерб был нанесен и другим районам Аравии. Внешние завоевания не могли не сказаться на доходах купечества, а именно оно было наиболее влиятельной силой в обществе арабов и на юге, и на западе Аравии. Здесь было несколько городов, где правило купечество. Среди них выделялись Ясриб (позднее — Медина); Таиф и Мекка — центр территории, занятой племенем Курейш (курейшитов). Здесь правомерно провести исторические параллели. За тысячу лет до данных событий нечто похожее пережили иудеи после вавилонского пленения. Порушенная жизнь и горечь вынужденной разлуки с родиной рождали убеждение в необходимости духовного единения общества. Наиболее ярко они выразились в пророческом движении, главным мотивом которого был призыв к признанию Яхве единственным Богом. В результате родился иудаизм как монотеистическая религия. Арабы переживали подобные настроения, и они привели к возникновению ислама и объединению Аравии.
<< | >>
Источник: Полищук В.И.. Культурология: Учебное пособие. 1999

Еще по теме Доисламская Аравия:

  1. Доисламская Аравия
  2. Саудовская Аравия
  3. Глава 15 САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
  4. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
  5. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939—1945)
  6. Глава 7 АФРИКА И АРАВИЯ
  7. АРАВИЯ НА РУБЕЖЕ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  8. САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В 1945-1958 гг.
  9. Аравия открывает свои тайны
  10. Первая арабо-израильская (Палестинская) война 1948-1949 гг.
  11. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 60-х—НАЧАЛЕ 70-х годов
  12. Правление президента Абдаллы ас-Саляля (1962—1967).
  13. ОСТРОВ АРАБОВ
  14. ПРИЛОЖЕНИЕ Г: МАГАЗИНЫ ИКЕА ПО ВСЕМУ МИРУ
  15. § 2. Основные источники по истории периода
  16. Арабоязычная философия
  17. Ответы к тестам
  18. Нахско-дагестанские этносы
  19. Панарабская интеграция в региноне
  20. Арабы у берегов Южной Африки и на Мадагаскаре