<<
>>

Учителю и ученику

Помимо чисто практического значения, флейта, как считают многие современные исследователи, играла весьма важную символическую роль, связывая уборку урожая с мифом об умирающем и возрождающемся Осирисе — одним из центральных элементов культуры и мировоззрения Древнего Египта.
Осирис, один из важнейших богов египетского пантеона, олицетворял для египтян природу, и весь сельскохозяйственный цикл египтян был тесно связан с культом этого бога. Бывало, что колосья срезали, когда зерно еще не успевало дозреть до конца. В таких случаях сжатые колосья сушили в особых печах, чтобы не пропало ни зернышка из драгоценного урожая. Собранные и увязанные в снопы колосья свозили с поля и упаковывали в мешки, чтобы не растерять зерна по дороге. Мешки грузили на ослов и везли на гумно. Там колосья укладывали в скирды для просушки, а затем несли молотить. Для молотьбы египетские крестьяне не пользовались никакими инструментами — на ток выходили животные, верные помощники египтян в сельском хозяйстве. [Илл. — Молотьба ячменя на току (стр. 40)] Стада ослов или быков гоняли по площадке тока, до тех пор, пока те копытами не обмолачивали все зерно, то есть пока зерна не выпадали из колосьев. После этого животных уводили с поля, а зерно веяли, отсеивая труху и грязь. Для этого, как можно судить по соответствующим росписям и рельефам на стенах египетских гробниц, использовались веялки — деревянные лопатки, которыми женщины (веяние было исключительно женским занятием) ворошили кучи зерна. При этом ветер уносил прочь всю мякину и мусор, а зерна оставались на земле. После этой стадии очистки зерна его просеивали сквозь крупное решето, удаляя последние остатки мякины. [Илл. — Просеивание зерна на току (стр. 41)] Собранное и очищенное таким образом зерно поступало к писцам-надсмотрщикам. Они тщательно пересчитывали корзины с урожаем, которым надлежало отправиться во дворец вельможи. Египтяне строили специальные зернохранилища насыпного типа — небольшие башенки на фундаменте, сложенные из высушенных блоков аллювиальной земли либо из кирпича-сырца, с отверстием для засыпки зерна сверху и с небольшой дверцей внизу башни — для вычерпывания зерна. Остатки таких зернохранилищ были обнаружены археологами при раскопках некоторых дворцов древнеегипетских вельмож. [Илл. — Зернохранилища (три уже полные). Стр. 120] Таким образом убирали урожай ячменя и эммера. Несколько иначе дело обстояло с третьей основной культурой египтян — льном. Его убирали также перед началом ежегодных паводков, причем зачастую — когда лен еще цвел. Скрупулезные древнеегипетские художники, изображавшие уборку урожая, рисовали разным цветом не только различные культуры, но и различные стадии созревания растений. Так что благодаря им мы сегодня можем почти со стопроцентной точностью воспроизвести процесс уборки урожая. [Илл. — Посев и уборка ячменя и льна (стр. 388, рис. 118)] Лен не жали серпом, как ячмень или пшеницу. Работники шли между ровных рядов растений, выдергивая пучки льна и складывая их на поле. Другие группы крестьян собирали вырванные растения, чистили и сортировали пучки, удаляя некачественные стебли. Лен вязали в снопы характерной формы — сноп перевязывался только снизу, в отличие от зерновых культур, которые перевязывали дважды посредине. Причем, если ячмень и эммер увязывали таким образом, чтобы колосья ложились в обе стороны, то у снопа льна стебли лежали строго в одну сторону. Иероглиф, повторяющий специфическую форму расширяющегося снопа, со временем даже стал обозначать в египетской иероглифике лен вообще, а не просто собранные с поля снопы. * * * Несмотря на свою консервативность, сельское хозяйство древних египтян не стояло на месте. За века сельскохозяйственные инструменты претерпевали изменения и усовершенствования. Так, постепенно, была улучшена конструкция сохи — на рельефах Среднего и Нового царств, посвященных сельскохозяйственным работам, земледелец уже не нагибается над сохой, надавливая на ручки всем телом, рукоятки сохи удлиняются, модифицируется конструкция сошника. Однако в целом египетский сельскохозяйственный инвентарь оставался на довольно низком уровне развития. Это, впрочем, не мешало земледельцам собирать богатые урожаи, обеспечивавшие всю страну провиантом на целый год.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику
  11. Учителю и ученику
  12. Учителю и ученику