Задать вопрос юристу

Учителю и ученику

Египет обладал двумя из семи чудес света, причем одно из них — единственное, сохранившееся до наших дней. Всего к “семи чудесам” древние причисляли Великие пирамиды Гизы, Фаросский маяк в гавани Александрии, Висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в греческом городе Эфесе, мавзолей в городе Галикарнасе, и два произведения скульптуры — статую Зевса в его храме в Олимпии (статуя из слоновой кости и золота была создана великим скульптором Фидием) и громадную статую Гелиоса возле острова Родос (так называемый Колосс Родосский). Лишь пирамиды выдержали испытание временем. Сады Семирамиды были разрушены вместе с Вавилоном, эфесский храм Артемиды подожжен Геростратом (человеком, задумавшим таким образом обессмертить свое имя). Та же участь ждала и остальные “чудеса”, частично сохранившиеся лишь в описаниях и рисунках. Судостроительное дело, в котором греческие мастера по праву числились среди лучших, благодаря грекам пережило подъем и в Египте. Корабли Птолемеев бороздили не только прибрежные воды Египта и древние торговые пути Средиземноморья, но заходили и в отдаленные порты Черного моря. В общеэкономическом плане за счет жесточайшей централизации греческим правителям удалось сделать немало. Вновь была восстановлена и даже улучшена ирригационная система страны, усилился контроль за урожайностью и обрабатываемостью пахотных земель. Все это, вкупе с повышенными налогами, на какое-то время обеспечило подъем египетского хозяйства и даже активизацию его внешней политики. Птолемеи стремились расширить границы страны в тех же направлениях, что и фараоны прежних династий — Финикия, Сирия, главные морские и сухопутные торговые пути Ближнего Востока на какое-то время попали под контроль египетских правителей-греков. Это привело к оживлению внешней торговли, монополизированной царским домом и приносившей в казну немалые доходы. Однако все положительные стороны греческого правления в конце концов не устояли перед главной бедой администрации Птолемеев. Непомерно разбухший чиновничий аппарат требовал слишком больших расходов, а население было обложено такими высокими поборами, что в конце концов казна начала пустеть — уровень производства снизился до критической точки. К тому же все время правления династии Птолемеев в Египте не снижалась и внутренняя напряженность, носившая характер отчетливой межнациональной вражды. Взойдя на египетский трон, греческие правители сразу сделали ставку на воинов-наемников из армии Александра Македонского. Солдаты греческой армии получили еще от основателя династии Птолемеев довольно значительные наделы земли в аренду. Эти солдаты (большинство их были греками, но встречались и представители других народов, покоренных Александром, за исключением египтян) назывались клерухами. Царские наемники, помимо земли, получали от правителя жилье — чаще всего их ставили на постой к местным жителям. О том, каков был характер взаимоотношений египтян с клерухами, говорит хотя бы тот факт, что жители одного из городов разобрали крыши домов и вынесли на улицу алтари, защитив ими входы — лишь бы не пускать на постой царских наемников. Клерухи (греч.) — военные поселенцы в эллинистическую эпоху. Получали земельные наделы во временное пользование как плату за несение службы. Чтобы уменьшить враждебность местного населения, греческие цари не стали отменять исконные египетские культы. Птолемеи поддерживали жрецов египетских храмов, давая им кое- какие привилегии, чтобы компенсировать государственные поборы, в равной степени обрушившиеся на храмы, как и на все остальное население Египта.
Отчасти стремясь упрочить свое положение в общественном сознании, отчасти перенимая староегипетскую традицию обожествления царя, все правители династии Птолемеев, начиная с Птолемея II, учреждали в стране свой собственный культ. Царь именовался богом-сотером. Сотер — спаситель (греч.). Первыми среди Птолемеев этот титул получили основатель династии и его супруга, обожествленные после смерти. Дабы распространить свой культ, греческие цари неявным образом подкупали египетских жрецов — храмы, где вводили царский культ, получали из казны долю от урожаев, собиравшихся со всех храмовых хозяйств страны. Безраздельная власть Птолемеев продолжалась в Египте около ста пятидесяти лет. С начала II в. до н.э. по стране начались мятежи. Сперва восстали воины-египтяне, когда Птолемей IV распустил их войско, опасаясь иметь под боком вооруженных коренных жителей. Затем восстания начались повсюду и продолжались почти двадцать лет. Народные бунты сопровождались активизацией внешних врагов. Династия Птолемеев быстро растеряла завоеванные ранее земли. В стране наступил глубокий кризис — как в политической, так и в экономической сфере. Земледельцы, находившиеся фактически на положении рабов при земле, за которую еще и платили царю арендную плату, не были заинтересованы в урожаях — при непомерно высоких налогах весь собранный урожай отходил в казну, а земледелец еще оставался должен государству. Поэтому крестьяне все чаще начали убегать из своих общин, бросая землю. Необрабатываемые почвы стремительно засолялись и становились непригодными для земледелия. Разрушалась ирригационная система. Неповоротливая бюрократическая администрация была не в состоянии следить за каналами по всей стране. Земледелие и ремесленные производства начиная со II в. до н.э. постепенно переходили в частные руки, и цари теряли еще одну, весьма ощутимую часть доходов. Справиться же с ситуацией, взять ее обратно под свой контроль они уже не могли именно по причине раздутой бюрократической машины государства. В довершение всего, царские чиновники всех рангов, чувствуя свою полную безнаказанность, повсюду открыто присваивали себе подати, причитавшиеся казне, выдумывали новые поборы с крестьян. Все это привело к тому, что в начале I в. до н.э. были изданы царские указы, значительно ограничивавшие власть чиновников. Земля, ранее считавшаяся собственностью царя, но купленная у казны, переходила в безраздельную собственность владельца, были снижены многие налоги и прощены недоимки. Это несколько снизило напряженность в стране, но Египет Птолемеев уже был обречен. Последние правители греческой династии не имели никакого внешнеполитического веса, во всем подчиняясь могучему Риму. В середине I в. до н.э. последняя царица Египта, Клеопатра, взошедшая на трон с помощью войск Цезаря, с огромным трудом подавила восстание жителей севера страны, не желавших подпадать под римское владычество. После нескольких неудачных попыток удержать власть в своих руках с помощью политических интриг, Клеопатра покончила жизнь самоубийством, а Октавиан Август, ставший позднее первым императором Рима, присоединил Египет к своим обширным владениям. На этом закончилась история Египта как независимого государства древности. Некогда могучая и богатейшая держава стала всего лишь одной из провинций новой мировой империи. Клеопатра VII (69 г. до н.э - 30 г. до н.э.) — царица Египта, сменившая за годы своего правления (51 г. до н.э. - 31 г. до н.э.) трех мужей-соправителей. Кай Юлий Цезарь (102 г. до н.э. - 44 г. до н.э.) — выдающийся военный и политический деятель Древнего Рима. Октавиан Август (63 г. до н.э. — 14 г. н.э.) — политический деятель, военачальник, основатель Римской империи.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику