<<
>>

Учителю и ученику

Некоторые современные историки полагают, что в вавилонскую эпоху в месопотамских городах ремесленники объединялись во что-то наподобие цехов или гильдий, существовавших в средневековой Европе. Разумеется, с уверенностью нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть эту точку зрения, но все же объединения вавилонских ремесленников не играли ни малейшей роли в политической жизни города.
Вероятнее всего, эти объединения правильнее было бы сравнить, хотя и с натяжкой, с современными профсоюзами — царские чиновники, надзиравшие за этими профессиональными объединениями, следили за справедливым распределением заказов, осуществляли координаторские функции, а с другой стороны, регулировали цены, которые ремесленники назначали за свой товар. Словом, царская администрация старалась по возможности защитить и производителя-продавца, и покупателя. Мастера обучали своему ремеслу либо сыновей, передавая им дело по наследству, либо брали в обучение посторонних — детей из чужих семей или молодых рабов. Отдавать раба в подмастерья считалось в Вавилонии очень выгодно — умелый раб приносил хозяину высокий доход. Раба можно было отпускать на заработки, при этом он должен был ежемесячно выплачивать хозяину твердо оговоренную сумму. Мастер, взявший юношу в обучение, не получал от его родителей или хозяев никакой платы, зато имел полное право использовать ученика в качестве подсобной рабочей силы в лавке и по дому. Пропитание, одежда, все прочее было заботой отца или владельца подмастерья. Если же по окончании учебы выяснялось, что мастер плохо подготовил ученика, на него накладывался штраф. Срок обучения, естественно, зависел от сложности работы. Пекарем можно было стать за полтора года, каменотесом — за четыре, поскольку работа эта была столь же сложной, сколь и востребованной. Обучение профессии ткача занимало около пяти лет. В отличие от Шумера, где ремесло ткача считалось унизительным для мужчины, в Вавилоне оно стало довольно выгодным и прибыльным — вавилоняне любили красивую, нарядную и добротную одежду. Хотя в каждой семье и стоял ткацкий станок, за которым обычно трудилась хозяйка дома, но изделия вавилонских ткачей довольно широко шли на импорт, и эта сфера деятельности, очевидно, была мужской прерогативой. По окончании учебы юноша мог остаться в той же лавке или мастерской уже на правах подмастерья, получая плату за свой труд. Развитие тех или иных ремесел в Вавилонии зависело от сырья, завозимого в страну купцами. Южная Месопотамия никогда не была богата полезными ископаемыми, металлами, камнем, деревом, драгоценными камнями, и ремесла развивались почти исключительно на привозном сырье. Именно поэтому еще с шумерских времен в Южном Двуречье было чрезвычайно высокоразвито гончарное дело. Из глины мастера лепили не только посуду, но и домашнюю мебель (например, невысокие столы на треножнике), колокольчики, использовавшиеся в храмовых обрядах, и многое другое. Г лина широко использовалась в строительном деле, причем, в отличие от шумерской культуры, предшествовавшей вавилонской эпохе, вавилоняне пользовались простыми прямоугольными, а не плоско-выпуклыми кирпичами. Они в совершенстве овладели техникой изготовления изразцов, цветной глазури, и даже мозаичного рельефа — рисунок или узор составлялся из кирпичей, каждый из которых нес на своей поверхности мелкую деталь изображения. Такие кирпичи украшали, в частности, Ворота Иштар в самом Вавилоне и стены города.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику
  11. Учителю и ученику
  12. Учителю и ученику
  13. Учителю и ученику
  14. Учителю и ученику
  15. Учителю и ученику
  16. Учителю и ученику
  17. Учителю и ученику