Задать вопрос юристу

Учителю и ученику

После воцарения Саргона Древнего разрозненные месопотамские города-государства уступили место единой власти, и в политическом плане это, несомненно, усилило позиции месопотамских владык, прежде всего, конечно, самого Саргона — основателя династии.
Справедливости ради, надо заметить, что личные качества Саргона, сколь бы хороши они ни были, помогли ему достичь успеха потому, что к моменту его становления как политика и правителя Месопотамия нуждалась в сильном человеке, не скованном многочисленными родственными и экономическими узами со старой знатью, в человеке, способном объединить страну и вдохнуть новый дух в старые города. Саргон как нельзя более преуспел в этом. Требование времени помогло ему возвыситься, а личные таланты — удержаться на месопотамском троне. На старости лет Саргон пал жертвой мятежа старейшин крупнейших шумерских городов, вынужден был бежать и скрываться в степи, однако сумел вновь собраться с силами и одолеть мятежников. Надо заметить, что в последние годы своего правления Саргон, очевидно, удерживал страну в повиновении лишь силой личного влияния. Его сыновья, правившие Аккадским царством после отца, вынуждены были постоянно сражаться с мятежами во всех концах страны. Торговля в этот период утратила свое первостепенное значение для экономики страны — потомки Саргона предпочитали пополнять казну государства военными походами в соседние страны, немало расширив зону влияния своего царства. Нарам-Суэн (Нарамсин) — правитель Аккадского царства в 2236 — 2200 гг. до н.э. Последним из правителей династии Саргонидов был внук Саргона Древнего — Нарам-Суэн, который довел до конца государственную реформу деда, окончательно покончил с мятежами, значительно расширил границы Аккадского царства, заключал договора с правителями соседних стран. Нарам-Суэн взял себе титул “царя четырех сторон света” и повелел именовать себя богом. Он не стал менять сложившуюся издревле систему управления городами, но если его дед, Саргон, оставлял энси и лугалей в качестве правителей в родных городах, то Нарам-Суэн стал назначать в качестве наместников и правителей своих сыновей и простых чиновников. Это в конечном итоге привело к тому, что при Нарам-Суэне династия Саргонидов совсем утратила поддержку среди населения, а начавшиеся в этот период набеги могучего горского племени кутиев вскоре привели к полному падению династии Саргонидов. Кутии (гутеи) — племя, обитавшее на территории Иранского нагорья, родственное современным дагестанцам. Кутии завоевали практически всю Месопотамию, за исключением Лагаша, слишком удаленного от путей их набегов, Ура и Урука, защищенных труднопроходимыми болотами. Шумер и Аккад платили им дань, откупаясь тем самым от новых набегов. Примерно в этот период, во второй половине XXII в. до н.э., происходит новый расцвет Лагаша под властью Гудеа. Этот правитель удачно сочетал традиции управления энси и лугалей с методами аккадских властителей. В отличие от Саргона и его потомков, Гудеа оставил храмовые земли храмам, а не объявил их собственностью царя (именно это в свое время окончательно поссорило Нарам-Суэна со жрецами). Но Гудеа не стал дробить хозяйство Лагаша между множеством храмов, а объединил все земли в храмовое хозяйство бога Нингирсу.
При Гудеа Лагаш был перестроен и обновлен, укреплены дороги, городские стены. Громадные средства тратил этот правитель на строительство и украшение нового грандиозного храма бога Нингирсу. Гудеа — правитель Лагаша до 2123 г. до н.э. Нингирсу — главный бог Лагаша. Сын Энки-творца, покровитель земледельцев, бог справедливости. Несмотря на высокие налоги и насильное привлечение горожан на общественные работы, Гудеа был, по-видимому, почитаем подданными. Многочисленные памятники и надписи в его честь, найденные при раскопках Лагаша, свидетельствуют о значительном культурном подъеме города, оживлении торговли. На одной из статуй, запечатлевших Гудеа, этот правитель сидит в молитвенной позе, держа на коленях план перестройки города. Благодаря богатой дани, кутии не трогали Лагаш, и Гудеа почти полностью подчинил себе всю Нижнюю Месопотамию, то есть значительную часть исконно шумерских земель. Он вел вполне самостоятельную политику, воевал и торговал с рядом соседних стран. Однако, после смерти Гудеа созданное им царство начало приходить в упадок, и Лагаш утратил значительную долю своей мощи. Но именно в Лагаше началось всеобщее восстание против захватчиков-кутиев, окончившееся полным разгромом и изгнанием их с территории Месопотамии. Новые правители Шумера перенесли центр государства из Лагаша в Ур, основав “Царство Шумера и Аккада”. Этот период династического правления в Южной Месопотамии получил название “III династии Ура” При правителях этой династии окончательно сформировался тот тип государства, который создал Саргон, и который определил развитие государств Вавилонии и Ассирии. III Династия Ура — династия правителей объединенного Южного Междуречья в период с 2112 по 1996 гг. до н.э. Цари Шумеро-Аккадского царства Ур-Намму и Шульги, правившие Месопотамией с конца XXI в. до н.э. по середину XX в. до н.э., создали мощную государственную машину, управлявшуюся несметной армией чиновников всех рангов. Благодаря сильному управлению из центра государства шумеро-аккадское государство в этот период пережило свой последний взлет. Были вновь отремонтированы ирригационные каналы, сильно разрушенные за время властвования захватчиков-кутиев. Экономика начала возрождаться, но сама страна уже сильно изменилась. Ур-Намму — правитель Шумера и Аккада в 2112 — 2094 гг. до н.э. Шульги — правил в 2093 — 2046 гг. до н.э. Главная перемена касалась языка. Еще при Саргоне получил широкое распространение один из ныне вымерших языков семитской группы, который в современной науке так и называется аккадским. Под влиянием шумерского языка аккадский получил письменность, оформленную, как и у шумеров, клинописными знаками. Шумерский язык стал языком официальных документов и храмовых церемоний. Разговорным языком стал почти повсевместно аккадский. Появились новые боги, новые верования, новые обряды. Понемногу изменялась вся культура страны. Аккадский язык — древнейший известный науке семитский язык. Изменился и жизненный уклад жителей Месопотамии. Городская семья превратилась в клан, владеющий земельными угодьями и имуществом. Внутри клана дети могли обзаводиться собственными семьями, но все имущество оставалось общим, и без согласия главы семейства никто не мог продать свой надел. Несколько таких крупных семей становились серьезной внутригородской силой, с мнением которой считались порой и наместники, и цари. После правления династии Саргонидов советы старейшин понемногу приобрели давно утерянное влияние в городе. Коротко говоря, хозяйство в городах понемногу укрупнялось, мелкие земельные наделы сливались в один. То же происходило и с землями, принадлежавшими храмам. Так что, правители III династии просто довели до конца уже начавшиеся процессы в жизни государства. При них все без исключения земли, принадлежавшие храмам и государству, слились в единое хозяйство, управлявшееся царем и его чиновниками. Горожан царь попросту закабалил. Отныне они обязаны были работать от зари до зари, не имея ни одного свободного дня. И мужчин, и женщин объединяли в группы, которые трудились на царя, получая лишь скудный паек. Группу работников по указу царского писца могли в любой день отправить в другой город, где была нужна рабочая сила, при этом чиновники не смотрели на то, что отправляют, например, мастеров-кузнецов на подсобные работы на строительстве. Дети отныне вовсе не получали пайка — их должны были кормить матери. В эти годы погибало — от голода и тяжелейшего труда — очень много людей. Вся продукция ремесленников и собранные урожаи отправлялись в царские закрома. Землю даже для высших чиновников и воинов царь выделял с большой неохотой. Учет продуктов, урожаев и прочего добра, поступавшего в царские кладовые и выдававшегося из них, при царях III династии Ура приобрел поистине чудовищный размах. Писцы-надсмотрщики контролировали каждого работника и даже друг друга. В дворцовых амбарах накапливались огромные запасы добра. Но торговля с другими странами уже увядала — купцам- тамкарам приходилось отдавать в казну слишком большую долю прибыли. Торговля же внутри страны и вовсе была запрещена. Свидетельство тому — ни одной таблички-договора о купле- продаже земли среди археологических находок времен III династии Ура. В прежние времена таких сделок заключалось очень много, теперь же практически вся земля стала собственностью царя. Разоренным свободным земледельцам и ремесленникам отныне оставалось два пути — либо продаваться в кабалу, из которой уже не было пути назад, либо идти на государственную службу, становиться чиновниками, надзирателями, писцами. Несмотря на страшную жестокость правителей и нищету простого народа, Шумеро-Аккадское царство было очень устойчивым и сильным государством. Все в нем было систематизировано, приведено в порядок. Окончательно сложился пантеон, главным богом в котором считался Энлиль. Царям воздавались божественные почести, был создан даже так называемый “Царский список” — документ, в котором перечислялись все правители Шумера с древнейших времен, причем их родословная возводилась к богам. Энлиль — один из старших богов шумерского пантеона, бог человеческих судеб, творец всех людей. Более ста лет просуществовала эта деспотия, имевшая уже мало что общего с шумерскими городами-государствами прежних времен, но сильная и победоносная. Так что мало кто в ШумероАккадском царстве ожидал того стремительного и внезапного падения, которое произошло в конце ХХ в. до н.э. Когда племена кочевников-скотоводов начали угрожать Нижней Месопотамии, исконным шумерским территориям, против них была воздвигнута громадная оборонительная стена. Однако кочевники просто обошли ее по краю и начали нападать поочередно на все месопотамские города, попадавшиеся им на пути. Огромные стада, которые гнали с собой кочевые племена амореев, окружали плодородные поля вокруг города, полностью блокируя его. Под угрозой голода городскому правителю ничего не оставалось, кроме как сдаться. Амореи (амориты) — древнесемитские племена, пришедшие в Месопотамию из Аравии. Царь в это время покинул страну, а когда вернулся, могучая держава уже рассыпалась на глазах. Значительная часть городов оказалась захвачена, многие правители объявили о своей независимости, поскольку помощи от царя им было не дождаться. Большая часть государственных работников, фактических рабов, разбежалась, присоединяясь к кочевникам, грабящим страну. В короткое время все было кончено. Ибби-Суэна, последнего правителя III династии, захватили в плен, а Шумеро-Аккадское царство бесповоротно распалось на несколько более мелких государств. Месопотамия вновь превратилась в страну множества городов, но города эти уже не были столь же сильны и богаты, как прежде. Захватчики-амореи не заботились о том, чтобы поддерживать в порядке систему каналов, дававших жизнь месопотамским полям, и вскоре громадные земли высохли и не годились даже под пастбища для неприхотливых овец. Землю стали отдавать частным хозяевам, и именно благодаря им в Двуречье продолжалась хозяйственная жизнь и земледелие, пусть и без прежнего размаха. Вновь понемногу оживала торговля, но все это было не то, что прежде. Цивилизации Шумера приходил конец. Но столь развитая культура все же не могла умереть окончательно. Пусть в новом виде, но месопотамские государства еще могли обрести новое дыхание. Однако прошло довольно много времени, прежде чем Месопотамия вновь стала играть важную роль в жизни древнего мира. И эта роль была связана прежде всего с Вавилоном — городом, возникшим довольно поздно по сравнению с древнейшими шумерскими городами, но оставшимся в памяти людей на долгие века, в течение которых были забыты и сами шумеры, и их язык, и их цивилизация.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику