Задать вопрос юристу

Учителю и ученику

Исследователи-историки сумели приблизительно восстановить шумерскую систему мер. Основной мерой длины был локоть, длина которого равнялась примерно 40 сантиметрам. В одном локте было 24 пальца. Шесть локтей составляли тростник (около 2 м 40 см).
Два тростника — один гар. 10 гаров равнялись одному ашлу. Самая большая единица длины, известная шумерам, составляла 1800 гаров, т.е., около 8,5 км, и называлась беру. Мелкие единицы длины не имели единого стандарта — в локте могло быть и 20, и 30 пальцев, а в тростнике — до семи локтей. Площадь шумеры измеряли в сарах. Один сар соответствовал примерно 35 кв. м. Сто саров составляли один ган, а 18 ган равнялись одному буру (примерно 6,5 га в переводе на современные единицы). Минимальная мера объема — сила соответствовала примерно 0,4-0,5 литра. 300 сила составляли 1 кур. Чтобы получить представление о том, какие урожаи должны были собирать и собирали земледельцы древнего Шумера, приведем некоторые цифры в переводе на современную систему счета: Поле площадью около 50 гектар обрабатывали примерно 10 человек. За один сезон с этого участка надлежало собрать 36000 литров зерна (шумеры измеряли продукты не на килограммы, как мы, а мерными корзинами. Одна мера зерна равнялась примерно 0,5 литра). Поля же, принадлежавшие храмам, были огромны. В одном из шумерских городов храму принадлежало почти 5000 гектаров пахотной земли, не считая огородов и садов. Ежедневный паек работников-энгаров зависел от их квалификации — старший группы получал две с половиной меры зерна в день, садовник — две меры, а неквалифицированный помощник — меньше меры в день. Выдавался паек и на животных. Рабочий вол, которого шумеры очень ценили и считали одним из полезнейших домашних животных, получал по шесть мер ячменя в день, овца - полторы-две меры, осел — две-три меры. Кроме того, храм давал работникам небольшой участок поля, где они могли выращивать зерно только для своего пропитания, не отдавая ничего в амбары. Энгар — простой земледелец у шумеров. По такому же принципу различались пайки и у представителей прочих ремесел, как у жителей села, так и у горожан. Поэтому малообеспеченные горожане вынуждены были брать землю в аренду либо у храма, либо у богачей. За аренду шумер, как правило, платил владельцу земли треть от собранного урожая, и это считалось вполне приемлемой ценой. По крайней мере, горожане жили явно лучше, чем крестьяне из сел вокруг города. Храм не только следил за тем, чтобы все зерно и прочие продукты исправно поступали в закрома. Жрецы и низшие служители храма выполняли, как мы сказали бы сегодня, роль министерств. Жрецы следили за тем, чтобы оросительные каналы всегда поддерживались в порядке, чтобы уровень воды в половодье был не выше, чем то необходимо, чтобы в засуху поля не испытывали недостатка в воде. От каналов зависело все — нарушится ирригационная система, и погибнут с таким трудом созданные поля, не будет урожая, начнется голод, нечем будет торговать с соседями. Поэтому за сохранностью сложной системы каналов следили чуть ли не каждодневно. Часть работ по поддержанию каналов в порядке выполняли сами земледельцы, на некоторые работы храм специально направлял дополнительные группы работников. При такой тщательной постановке дел, при четком планировании расходов в храмах постепенно начали образовываться излишки продуктов. Именно благодаря торговле этими излишками шумеры довольно скоро фактически подчинили себе соседние народы. Мало-помалу практика сдачи в аренду и продажи земли храмами привела к тому, что храм перестал быть единственным собственником в городе, и значительная часть богатств шла уже не через него, а через богатых землевладельцев. Примерно в это время жрецы-энси и стали превращаться в независимых правителей в своих городах. Дворец энси уже не уступал пышностью и величием храму, а то и превосходил его. Однако, кому бы ни принадлежала земля, кто бы ни следил за состоянием полей и за урожаями, земледелие оставалось важнейшим занятием жителей Шумера все время существования шумерских городов-государств.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Учителю и ученику:

  1. Учителю и ученику
  2. Учителю и ученику
  3. Учителю и ученику
  4. Учителю и ученику
  5. Учителю и ученику
  6. Учителю и ученику
  7. Учителю и ученику
  8. Учителю и ученику
  9. Учителю и ученику
  10. Учителю и ученику
  11. Учителю и ученику
  12. Учителю и ученику
  13. Учителю и ученику
  14. Учителю и ученику
  15. Учителю и ученику