<<
>>

Собственность — частная и не совсем

“Пер джет” — “собственный дом”, основной элемент общегосударственного хозяйства Древнего Египта, формально находился под властью того вельможи, который им управлял. Но был ли вельможа полновластным владыкой и хозяином своих — зачастую огромных — поместий? Как хозяйство “пер джет” соотносилось с общегосударственным? И вообще — как решался вопрос собственности, основополагающий для любого экономического строя, в той уникальной системе, какую представлял из себя Египет? Само слово “джет”, переводящееся обычно как “собственность”, далеко не однозначно, и его значение в египетском языке было гораздо более многосторонним, чем современное понятие собственности. Владения египетских вельмож всегда четко разделялись на две части — на то, что принадлежало “по истине” и “по должности”. Собственность “по истине” — это то, что принадлежало владельцу по праву рождения, по наследству, было куплено им или получено в дар и в наследство. Собственность “по должности” — своего рода жалованье, получаемое от фараона вместе с государственной должностью, которую исполнял вельможа. Сложность в разграничении двух этих видов собственности заключается в первую очередь в том, что государственные должности, в особенности высшие, передавались египетскими вельможами по наследству, естественно, вместе с имениями. Однако фараон был вправе не утвердить наследника на должности, и в этом случае имущество “по должности” отходило тому, кто занимал должность. Вот почему египетские вельможи так держались за государственную службу — именно она обеспечивала богатство. Один из вельмож Древнего царства получил при вступлении в должность от фараона 20 “голов” работников и 50 сатов пашенных земель (1 сат равнялся 2700 кв. м., следовательно, общая площадь земель составляла около 135000 кв. м.). Личное имущество вельмож, принадлежавшее им “по истине”, было не особенно велико по сравнению с “должностным”. Состояние “по истине” было тем источником, из которого знатный человек должен был обеспечить свою загробную жизнь — устроить гробницу, нанять жрецов для постоянного исполнения надлежащих обрядов. Иногда в имуществе “по истине” еще при жизни владельца на обеспечение посмертного культа выделялась определенная часть земель — хиут-ка, “двор души”. Хиут-ка — “двор двойника” или “двор души”, очевидно, та часть земель, доходы от которой шли исключительно на посмертный культ хозяина.. Слово “джет” обозначало и собственность вообще, и только то, что принадлежало вельможе или более мелкому чиновнику “по должности”, и границу между “своим” и “казенным”, с трудом различимую современным исследователем, древний египтянин представлял себе весьма четко. Что касается наследства, то в египетской семье — от мелкой сельской общины до дома знатного номарха — все состояние “по истине” наследовал обычно старший сын. Младшие же дети были вынуждены идти к старшему брату на службу, живя в его доме и исполняя при нем различные должности. Свободные граждане, даже самые бедные, наверняка владели хотя бы каким-то имуществом. Землей — величайшей ценностью — обладали очень немногие. Земля принадлежала богам, то есть фараону, земному воплощению божества. Только он имел право дарить или продавать землю подданным в собственность. Тем не менее, какие-то участки земли вполне могли находиться в частной собственности, продаваться и покупаться. В архиве одного из египетских вельмож эпохи Древнего царства сохранилась запись о том, что он приобрел землю у нескольких “нисутиу” . Нисутиу — “царские люди”. Очевидно, какая-то категория придворных, владевших участками земли — индивидуально или в коллективной собственности. В раннединастическую эпоху существовали также какие-то мелкие частные земледельческие хозяйства, владельцы которых находились под своеобразной опекой вельмож, на чьей территории трудились. Эту категорию (в которую входили и некоторые представители мелкой знати) тексты Древнего царства называют “хант-ши”. Вельможа, на чьей территории располагались хант-ши, помогал им с пахотным зерном и со скотом для сельскохозяйственных работ. Хант-ши — буквально “те, что от сада”. Остается не до конца понятным, какова была роль этих мелких хозяйств в общем экономическом укладе? Ведь сам факт их существования выпадает из рамок экономического устройства “пер джет” как основы экономики Древнего царства.
<< | >>
Источник: Зайцев А., Лаптева В., Порьяз А.. Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет.. 2000

Еще по теме Собственность — частная и не совсем:

  1. 2.3. Право частной собственности
  2. Тема 6. Зарубежное право частной собственности
  3. Этические аспекты частной собственности
  4. 4.2. Право частной собственности на землю
  5. Фактор ограниченности частной собственности
  6. 1. Сущность капиталистической частной собственности
  7. Ограничения права частной собственности
  8. 21. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
  9. 1. Усиленное вмешательство империалистического государства в экономику и систему частной собственности
  10. § 14. Приватизация как основание возникновения права частной собственности (п. 1388-1392)
  11. Неоклассическая модель экономики, основанной на частной собственности